16.01.2021

Строительство и реконструкция карьера "Пима" (США, штат Аризона)


Медно-молибденовое месторождение «Пима» залегает в толще осадочных и изверженных пород — риолитах, сиенитах и кварц-монцонитах и относится к метаморфическому типу. Основная Часть рудного тела сложена гранатовыми, диапсидовыми и тремолитовыми роговиками, отличающимися большой крепостью. Основными рудными минералами являются халькопирит, халькозин, самородная медь и хризоколла.

Открытые горные работы на месторождении «Пима» были начаты компанией «Пима Майнинг» в 1956 г. По проекту карьера первой очереди отрабатывался восточный участок месторождения; западный и южный участки были разведаны недостаточно полно, но являлись перспективными для будущего расширения. Карьер был запроектирован всего на 10 лет и имел производственную мощность 3000 т руды в сутки.

Карьер «Пима» был построен в 1957 г. Первоначальный объем вскрышных работ составил 7 млн. м3; общие затраты на строительство предприятия равнялись 13,7 млн. долл.

В 1959 г. на карьере был построен скиповой подъемник со скипами грузоподъемностью 22 т. Суточная производительность подъемника составляла 1400 т. В этот период погрузка руды производилась дизельными экскаваторами с ковшом емкостью 1,91 м3. Руда доставлялась к скиповому подъемнику автосамосвалами, емкость кузова которого составляла 12,5 м3. На поверхности руда от разгрузочной площадки подъемника до обогатительной фабрики транспортировалась автосамосвалами с кузовом емкостью 26 м3.

В 1961—1963 гг. была осуществлена первая реконструкция карьера. К этому времени в его первоначальном контуре оставалось всего 8 млн. т руды и были закончены дополнительные геологоразведочные работы на западном и южном участках месторождения. Проектом реконструкции предусматривалось: 1) расширение границ карьера на юго-восточном участке месторождения; 2) увеличение суточной производственной мощности карьера по добыче руды до 600 т; 3) приобретение нового оборудования; 4) усовершенствование погрузочных устройств скипового подъема; 5) строительство второй дробилки на обогатительной фабрике.

Новая рудная зона была покрыта 60-метровой толщей наносов и 12-метровым слоем конгломератов. Содержание меди на этом участке было невысокое, однако расчеты показали экономически целесообразным вести разработку этого участка открытым способом.

В связи с увеличением производительности карьера в 2 раза были приобретены восемь 55-тонных и два 65-тонных автосамосвала, а также два электрических экскаватора с ковшами емкостью 5,3 м3 и 6,1 м3. Кроме того, на вскрышных работах были использованы девять самоходных скреперов емкостью 13 м3 и рыхлители. Слой конгломератов разрушали буровзрывным способом. Общее количество пустых пород, вывезенных из карьера в период реконструкции, составил 15,3 млн. м3. Нa реконструкцию карьера было израсходовано 4 млн. долл.

В 1966 г. суточная производственная мощность карьера «Пима» была доведена до 18 000 т. Наращивание производственной мощности сопровождалось уменьшением минимального промышленного содержания меди в добываемых рудах, приобретением дополнительного горного оборудования и строительством четырех новых дробильных линий на обогатительной фабрике. Общая стоимость работ была оценена в 20,5 млн. долл.

В 1967 г. производственная мощность карьера была увеличена до 30 тыс. т руды в сутки. Новое расширение предприятия сопровождалось приобретением дополнительно двух новых экскаваторов фирмы «Марион 191 М» с ковшами емкостью 11,5 м3, 100-тонных автосамосвалов и строительством на обогатительной фабрике четырех новых дробильных линий. Кроме того, с этого периода из добываемых руд начал извлекаться и молибден. Затраты на расширение предприятия составили 16,6 млн. долл.

В 1972 г. была закончена новая реконструкция карьера, в результате которой его производственная мощность была увеличена до 54 тыс. т руды в сутки, или до 18,9 млн. т/год.

В настоящее время в результате неоднократного расширения границ и увеличения производственной мощности карьер «Пима» имеет следующие размеры: длина 1,6 км, ширина 1,2 км, глубина 244 м. Запасы руды в контуре карьера составляют 87,45 млн. т со средним содержанием меди 0,693%. В карьере работают три экскаватора «Марион 151М» с ковшом емкостью 6,12 м3 и один с ковшом емкостью 7,65 м3; три экскаватора «Марион 191М» с ковшом емкостью 11,5 м3 и один с ковшом емкостью 13 м3. Автомобильный парк состоит из автосамосвалов грузоподъемностью 100 т (50 шт.), 130 т (1 шт.) 170 т (6 шт.) и 200 т (2 шт.). Расстояние транспортирования забалансовой руды и породы составляет в среднем 4 км, а руды до дробилки — 2,4 км.

По проекту реконструкции предприятия «Пима» на обогатительной фабрике построены две полуавтоматические дробильные линии, расширены хвостохранилище, силовая линия и электроподстанция.





Яндекс.Метрика