Карьер Оленегорского горно-обогатительного комбината


Оленегорское месторождение железистых кварцитов представлено крупной линзовидной залежью и характеризуется сложным складчатым строением. Рудная толща, падающая на юго-запад под углом 50—85°, прослеживается до глубины 300—360 м, а по простиранию — на 3,2 км, ее мощность в центральной части месторождения достигает 310 м.

Железосодержащими минералами являются магнетит и гематит; соотношение их в среднем Ho месторождению составляет 4:1. Среднее содержание железа по месторождению, равно 31,5%, серы и фосфора соответственно 0,046 и 0,35%. Оленегорские руды характеризуются высокой крепостью и абразивностью. Коэффициент крепости колеблется от 10 до 16. Коэффициент крепости вмещающих гнейсов, а также прослойков других пустых пород равен 8—14.

Первое проектное задание на освоение Оленегорского месторождения было разработано институтом Гипроруда в 1948 г. При этом производственная мощность карьера была определена в 2700 тыс. т сырой руды в год. В 1950 г. началось строительство карьера и обогатительной фабрики. В 1955 г. Оленегорский обогатительный комбинат (карьер, фабрика с вспомогательными и подсобными цехами) был принят в эксплуатацию с годовой производственной мощностью 1200 тыс. т руды и 4070 тыс. м3 горной массы.

В 1956 г. было составлено проектное задание второй очереди Оленегорского комбината производственной мощностью до 6300 тыс. т руды в год. При определении границ карьера по экономически допустимому коэффициенту вскрыши, равному 10 м3/м3, было установлено, что открытым способом может быть отработана руда всей разведанной части месторождения. Оконтуренные запасы карьера обеспечивали 55-летний срок существования предприятия. В связи с необходимостью уточнения части оконтуренных запасов и для уменьшения эксплуатационного коэффициента вскрыши в контур карьера второй очереди были включены запасы, обеспечивающие только 20-летний срок разработки. В табл. II.4 приведены основные параметры карьера на конец второго этапа.

В связи с достижением к концу 1960 г. карьером проектной производственной мощности в 1961 г. был составлен проект третьей очереди Оленегорского комбината производственной мощностью 8400 тыс. т сырой руды в год. Запасы карьера третьей очереди обеспечивали 18-летний срок существования предприятия. Основные параметры карьера на конец этого периода приведены в табл. II.4.

В 1965—1966 гг. была закончена доразведка Оленегорского месторождения, которая привела к увеличению балансовых запасов руды на 13,5%. Изменение запасов вызвано увеличением протяженности залежи в юго-восточном направлении (примерно на 400 м) и в глубину за счет перевода запасов категории C2 в категорию C1.

В связи с увеличением запасов месторождения и достижением запланированной проектом 1961 г. производственной мощности по добыче руды в 1966—1967 гг. был составлен проект четвертой очереди Оленегорского комбината производственной мощностью 13,5 млн. т сырой руды в год.

При оконтурировании карьера положение борта со стороны лежачего бока залежи определялось из условия максимальной выемки руды и сохранения минимально допустимого расстояния между существующими сооружениями обогатительной фабрики и бортом карьера. Положение борта со стороны висячего бока залежи ограничивалось экономически допустимым коэффициентом вскрыши, равным 12 м3/м3. В табл. II.4 приведены основные параметры Оленегорского карьера в конце четвертой очереди.

В настоящее время горные работы на Оленегорском карьере ведутся в границах четвертой очереди. За 20 лет эксплуатации месторождения из контуров карьера вынуто 147,4 млн. т руды и 69,9 млн. м3 вскрышных пород. Горные работы ведутся на десяти уступах, из них на четырех добывается руда. Горная масса разрабатывается применением буровзрывных работ.

До 1969 г. основным видом транспорта на карьере был железнодорожный. Месторождение было вскрыто внешней въездной траншеей, расположенной в юго-восточном торце карьера. В 1972 г. была произведена реконструкция въездной траншеи с расширением границ карьера в юго-восточной части. Это позволило упростить схему путевого развития в карьере и расширить фронт добычных работ. Реконструкция схемы путевого развития показана на рис. II.25.

С 1969 г. на карьере начал широко применяться автомобильный транспорт. В настоящее время вскрытие и подготовка горизонтов производится с использованием автосамосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-548 с перегрузкой руды в железнодорожные составы на временных складах. Пустая порода транспортируется автосамосвалами на бульдозерный отвал и локомотивосоставами на четыре экскаваторных отвала. На карьере применяются электровозы EL-1, тяговые агрегаты ПЭ-2М, думпкары ВС-80 и ВС-105. На погрузке горной массы работают экскаваторы ЭКГ-4, ЭКГ-4,6 и ЭКГ-8И. Положение горных работ Оленегорского карьера показано на рис. II.26.

Вопросы перспективы развития Оленегорского карьера в настоящее время являются предметом проектных изысканий и научных разработок. В 1971 г. было выполнено технико-экономическое обоснование дальнейшего развития комбината.

В результате рассмотрения множества вариантов было предложено довести производственную мощность Оленегорского карьера до 13,5 млн. т/год и с 1978 г. начать отработку Кировоградского месторождения с годовой производственной мощностью по добыче 5 млн. т.

Выполненные институтом Кривбасспроект экономические расчеты показали, что наиболее выгодный вид транспорта горной массы при дальнейшей углубке Оленегорского карьера — комбинированный. Переход на комбинировайный транспорт позволит сократить расстояние откатки горной массы и снизить средний коэффициент вскрыши на 0,07 м3/т.





Яндекс.Метрика