Центральный горно-обогатительный комбинат


Карьер № 1 ЦГОКа разрабатывает месторождение железистых кварцитов «Большая Глееватка». Это месторождение находится в пределах антиклинальной части Саксаганской синклинально-антиклинальной структуры. Месторождение покрыто толщей песчано-глинистых пород средней мощностью 30 м. Горизонтальная мощность железистых пластов в пределах разрабатываемого участка различна и изменяется от 15 до 150 м. Содержание железа в руде 32—34%.

По техническому проекту института Кривбасспроект карьер № 1 вскрыт и отрабатывается в две очереди. На первом этапе был вскрыт южный участок месторождения. Вскрытие осуществлялось внутренними тупиковыми траншеями по лежачему боку глееватских пластов богатой руды за пределами зоны обрушения от подземных работ рудника им. Фрунзе. На карьере № 1 проектировалось применение железнодорожного транспорта на весь период работ.

Первая очередь карьера № 1 имела следующие параметры: длину по поверхности 2480 м; ширину по поверхности 500 м; ширину по дну 50 м и глубину 200 м. В контур карьера первой очереди были включены 80 671 тыс. т магнетитовой руды, 99 875,5 тыс. т окисленных роговиков, 20 378,8 тыс. м3 наносов и 35 467,5 тыс. м3 хлоритовых сланцев. Проектом установлена производственная мощность 15 млн. т сырой руды в год, в том числе 6 млн. т неокисленных и 9 млн. т окисленных роговиков.

Строительство карьера № 1 ЦГОКа было начато в 1957 г. с использованием экскаваторов СЭ-3 и автосамосвалов ЯАЗ-210Е и МАЗ-205. В 1959 г. на карьере был внедрен автомобильно-железнодорожный транспорт. В 1961 г. была внедрена в эксплуатацию первая очередь карьера № 1 и начаты работы по строительству второй очереди.

На втором этапе предусматривалось вскрытие северного участка месторождения и его совместная разработка с южным участком. Объединенный карьер № 1 I и II очереди по проекту 1960 г. имел длину по поверхности 4 км, ширину по поверхности 340 м, глубину 230 м и отметку дна — 140 м. Контур карьера в границах второй очереди показан на рис. 11.20.

В контур данного карьера вошли 253 млн. т магнетитовых руд, 282,6 млн. т окисленных руд и 209,5 млн. м3 вскрышных пород; средний коэффициент вскрыши составил 0,39 м3/т. С вводом северного участка карьера № 1 в эксплуатацию производственная мощность предприятия увеличивалась до 18 млн. т сырой руды в год, в том числе 9 млн. т магнетитовых и 9 млн. т окисленных руд.

В 1966 г. институтом Кривбасспроект был разработан проект реконструкции Центрального горно-обогатительного комбината. Пересмотр принятых ранее проектных решений был вызван необходимостью увеличения содержания железа в концентрате с 62 до 64,6%. Проектом предусмотрено увеличение производственной мощности карьера № 1 до 20 млн. т сырой руды в год, в том числе 10 млн. т магнетитовых и 10 млн. т окисленных руд. Намеченное увеличение добычи достигается за счет интенсификации горных работ в карьере и увеличения глубины отработки с 230 до 350 м, что позволило увеличить балансовые запасы на 59 млн. т. Контур карьера в границах третьей очереди показан на рис. 11.20. Проектом были рассмотрены перспективы развития карьера № 1 и установлено, что при увеличении экономически допустимого коэффициента вскрыши до 1,95 м3/т глубина карьера может быть увеличена до 500 м. Перспективные границы карьера № 1 показаны также на рис. 11.20. В настоящее время горные работы на карьере № 1 ведутся одновременно на 15 горизонтах — от +95 до -110 м. Глубина карьера равна 220 м, длина по поверхности 3,9 км, ширина 800 м. Скважины бурятся станками СБШ-250 и СБШ-250МН, выемочно-погрузочные работы производятся экскаваторами ЭКГ-4, ЭКГ-8 и ЭКГ-8И.

Проектом предусматривался комбинированный автомобильножелезнодорожный транспорт только для откатки руды. В настоящее время он применяется и для транспортирования вскрышных пород в объеме до 5,5 млн. м3. Железнодорожный транспорт работает до горизонта —5 м, т. е. до глубины 100 м от земной поверхности.

Вся площадь карьера № 1 находится в зоне подземных разработок, а восточный борт — в активной зоне образования вторичных воронок от подземных разработок, что существенно усложняет ведение открытых горных работ. Для обеспечения безопасности на карьере была создана специальная служба сдвижения, которая проводит систематические звукометрические, электро-и гравиметрические наблюдения.

На карьере № 1 наблюдается непрерывный рост себестоимости добычи и перевозки 1 т руды. Так, с 1965 по 1971 г. себестоимость добычи увеличилась на 50,3%, а себестоимость перевозки — на 22,9%.

В связи с этим институтами НИГРИ и Кривбасспроект с участием ЦГОКа была предложена рациональная схема вскрытия и разработки глубоких горизонтов карьера № 1 с использованием автомобильно-железнодорожного транспорта. Новая схема вскрытия показана на рис. 11.21. Сущность этой схемы заключается в следующем. Взорванная горная масса доставляется из забоев автосамосвалами к рудным и породным рудоспускам, над которыми оборудуются грохотильно-дробильные установки. От рудоспусков горная масса выдается конвейерами по квершлагам и двум наклонным стволам (рудному и породному) на поверхность, где перегружается в железнодорожный транспорт и последним доставляется на обогатительную фабрику и в отвалы. Предусматривается строительство двух породных рудоспусков. По мнению авторов предложения, внедрение рекомендуемой схемы позволит ежегодно экономить до 1 млн. руб. и значительно повысить производительность труда.





Яндекс.Метрика