16.01.2021

Каджаранский карьер


Район месторождения отличается высокогорным, сильно расчлененным рельефом. В геологическом строении района месторождения принимали участие изверженные породы как интрузивного, так и эффузивного характера. Руды — в основном прожилково-вкрапленные; месторождение относится к штокверков ому типу. На месторождении имеется выраженная зона окисления извилистой конфигурации. Рудное поле месторождения сложено исключительно монцонитами, в различной степени измененными гидротермальными процессами. Наиболее устойчивые породы — неизмененные монцониты (f = 8—9) и сильноизмененные монцониты (f = 6—7). Объемная масса руды и породы 2,55 т/м3.

Каджаранское месторождение разрабатывается с 1951 г. подземным способом. Добытая руда доставлялась на обогатительную фабрику в вагонетках по штольне и далее по подвесной канатной дороге. В 1955 г. на западном участке месторождения был организован локальный участок открытых работ. Руда из карьера вывозилась к приемным бункерам канатной дороги по временным съездам в автосамосвалах.

В результате доразведки месторождения и расширения контура промышленного оруденения в его северной и северо-западной частях в 1959 г. был составлен проект реконструкции Каджаранского комбината. Проект предусматривал переход предприятия полностью на открытые работы и увеличение производственной мощности по руде в 2 раза. Для выполнения принятых решений на карьере заменили горнотранспортное оборудование и начали строительство трех ниток подвесной канатной дороги, которая связала дробильное отделение карьера и главный корпус обогатительной фабрики.

В 1962 г. карьер достиг проектной производственной мощности и была построена обогатительная фабрика на запроектированную мощность. В этот период на карьере применяли буровые станки БУ-20-2м, экскаваторы СЭ-3 и ЭКГ-4, автосамосвалы ЯАЗ-222 и МАЗ-525. Добытая на уступах руда доставлялась в автосамосвалах к рудоспускам, по которым пере спускалась на горизонт основной штольни подземного рудника и в вагонетках откатывалась к приемным бункерам дробильного отделения. Рудоспусками служили бывшие блоковые восстающие, пройденные до земной поверхности карьера. В 1962 г. подобным образом было вывезено 42% руды, а остальная часть транспортировалась автосамосвалами в отделение крупного дробления. Пустая порода вывозилась к западу от карьера на северный склон горы Гупдзасар. Карьер и фабрика были связаны между собой автомобильной дорогой и двумя нитками подвесной канатной дороги.

В связи с достижением проектной производственной мощности и доразведкой дополнительных запасов руды в 1962—1963 гг. был составлен проект реконструкции Каджаранского карьера. Проектом предусматривалось: расширение границ карьера; увеличение производственной мощности по руде в 1,6 раза; внедрение буровых станков БСШ-1м, экскаваторов ЭКГ-4,6 и ЭКГ-8 и 40-тонных автосамосвалов; строительство четвертой нитки подвесной канатной дороги и размещение вскрышных пород в ущелье Сахкар-Су к востоку от карьера. Одновременно заканчивалось строительство трех рудоспусков и новой откаточной штольни, которая была пройдена на отметке приемных бункеров дробильного отделения. Схема транспортирования руды на карьере показана на рис. 11.16.

Для сохранения и использования всех построенных зданий и сооружений при достижении запланированной производственной мощности карьера проектом было предусмотрено отработать запасы руды, залегающие выше бункеров отделения крупного дробления. Отработку данного участка месторождения было решено производить в два этапа. В табл. II.2 приведены основные параметры первой и второй очереди Каджаранского карьера (по проекту реконструкции 1962—1963 гг.).

При отработке Каджаранского карьера в два этапа предусматривалось:

- снижение текущего коэффициента вскрыши на первом этапе разработки за счет оставления на восточном фланге значительной части вскрышных пород во временном целике;

- сохранение зданий и сооружений существующей промплощадки карьера, а также транспортной штольни, рудоспусков, дробильного отделения и канатной дороги;

- уменьшение затрат на транспортирование вскрышных пород на восточные отвалы, расположенные в ущелье Сахкар-Су;

- подготовка к концу первого этапа 12 уступов, что позволило в дальнейшем резко увеличить производственную мощность карьера.

В связи с тем, что проектом реконструкции Каджаранского карьера предусматривалась отработка лишь 27,5% общего количества балансовых запасов руды, было составлено техникоэкономическое обоснование полного развития Каджаранского комбината. В ТЭО предусматривалось расширение границ карьера и увеличение запланированной производственной мощности в 4 раза. При этом было установлено, что для достижения заданной производственной мощности необходимо выполнение следующих мероприятий:

1) проходка новых карьерных рудоспусков за пределами действующих уступов и установка дробилок над устьями рудоспусков;

2) строительство новой транспортной штольни на отметке, расположенной на 140 м ниже существующей, и оборудованной ленточными конвейерами;

3) замена горнотранспортного оборудования;

4) расширение действующих и строительство новых корпусов обогатительной фабрики.

Данный вариант реконструкции комбината предусматривал доставку руды от карьерных рудоспусков к корпусам среднего и мелкого дробления обогатительной фабрики конвейерным транспортом. Вариант реконструкции транспортной схемы показан на рис. 11.17.

В техническом проекте реконструкции Каджаранского комбината, выполненном институтом Армниипромцветмет на базе ТЭО, дополнительно к рассмотренному варианту изучена новая схема расширения карьера. Особенностью второго варианта является отсутствие дробильных установок над рудоспусками и транспортной штольней.

По данной схеме необходимо: а) ликвидировать существующие канатные дороги; б) ввести в строй новый корпус крупного дробления; в) построить магистральный конвейер между приемными бункерами обогатительной фабрики и новым корпусом крупного дробления. Доставка руды из забоев карьера должна осуществляться автомобильным транспортом.

Проектом предусматривается наращивание производственной мощности карьера в два этапа; первый — к 1975 г.; второй — к 1980 г. Общий срок существования карьера превышает 40 лет.

В настоящее, время Каджаранский карьер является одним из передовых горнодобывающих предприятий. На карьере применяют станки шарошечного бурения СВШ-250, новые виды BB, машины для заряжания скважин, экскаваторы с ковшами емкостью 4,6 м3 и 8 м3, автосамосвалы БелАЗ-540 и БелАЗ-548. На карьере впервые в отечественной практике внедряется автомобильно-конвейерный транспорт для перевозки и складирования вскрышных пород в высокогорных условиях.





Яндекс.Метрика