Сорский карьер


Сорское молибденово-медное месторождение штокверкового типа слагают главным образом интрузивные породы: спессартиты, микросиенит-порфиры и фельзит-порфиры. Все сорские руды вкрапленные.

Сорское месторождение состоит из следующих участков: Главный, Сора 1, Южный, Лагерный, Кварцевый и участка долины реки Сора. В настоящее время промышленное значение имеют участки Главный, Сора I, Южный и Лагерный. На рис. 11.12 показан схематический план расположения основных участков Сорского месторождения.

На Сорском месторождении наблюдается весьма разнообразный диапазон физико-механических свойств горных пород. Коэффициент крепости пород изменяется от 5—7 у порфиритов до 14—15 у мелкозернистых гранитов. Объемная масса сульфидных руд — 2,68 т/м3, смешанных — 2,53 т/м3, окисленных — 2,41 т/м3 и вмещающих пород — 2,5 т/м3.

Разработка Сорского месторождения на участках Главном и Сора 1 началась в 1950 г. Вначале был принят подземный способ разработки, но уже в 1951 г. была доказана экономическая целесообразность открытой добычи сорских руд. В 1957 г. были пересмотрены проектные решения. В результате реконструкции годовая производственная мощность карьера по руде возросла на 22%.

Для уточнения ранее разведанных и выявления новых запасов руды на Сорском месторождении непрерывно продолжаются геологоразведочные работы. В 1959 г. были разработаны и утверждены новые промышленные требования к сорским рудам, в которых бортовое и минимальное промышленное содержание металла снижалось на 35%.

В 1960 г. на основании прироста запасов руды на участках Главный и снижения кондиций был составлен новый проект реконструкции Сорского карьера. В этом проекте предусматривалось расширение существующих границ карьера, увеличение по сравнению с проектом 1957 г. годовой производственной мощности на 65% и расширение обогатительной фабрики.

С 1960 по 1963 г. на Сорском месторождении проводились дополнительные разведочные работы. В результате доразведки месторождения на Южном и Лагерном участках был получен большой прирост запасов руды. Увеличение запасов изменила представление о возможности разработки этих участков открытым способом.

В 1963 г. был составлен проект реконструкции Сорского комбината. Этот проект предусматривал: 1) расширение границ карьера; 2) техническое перевооружение и совершенствование технологических процессов; 3) увеличение годовой производственной мощности; 4) реконструкцию обогатительной фабрики и подсобно-вспомогательного хозяйства.

Проектом реконструкции предусмотрена поэтапная разработка Сорского месторождения. В настоящее время расширение границ карьера осуществляется за счет вовлечения в отработку Южного участка месторождения. Разработка Лагерного участка отнесена на более поздний период. На рис. 11.13 показан общий вид расширяемого участка карьера в южной части месторождения.

На Сорском карьере применяется новая горная техника. Бурение скважин осуществляется станками СБШ-250, погрузка горной массы — экскаваторами ЭКГ-4,6 и ЭКГ-8И, транспортирование — автосамосвалами БелАЗ-540 и БелАЗ-548.

На карьере внедрена автоматизированная система управления транспортом.

ТЭО (технико-экономическое обоснование) расширения Сорского комбината, выполненное институтами Сибцветметниипроект и Гиредмет в 1974 г. доказана экономическая целесообразность увеличения производственной мощности Сорского карьера в 2 раза. При этом предусматривается внедрение более мощного горного оборудования: буровых станков СБШ-320 и экскаваторов ЭКГ-12,5. Для транспортирования пустой породы предполагается использование 75-тонных автосамосвалов. Для снижения затрат на откатку руды предусматривается переход на автомобильно-конвейерный транспорт и строительство дробильно-перегрузочного пункта на борту карьера.





Яндекс.Метрика