16.01.2021

Сарбайский карьер Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината


На Сарбайском месторождении выделяются три обособленные рудные залежи: восточная, западная и юго-восточная, имеющая меридиональное простирание и западное падение под углом 40—55°. Все рудные тела имеют пластообразную форму, выдержанную как по падению, так и по простиранию. Максимальная мощность рудных залежей составляет 170—185 м, протяженность залежей — от 1,0 до 1,7 км.

На месторождении выделяются руды сплошные магнетитовые (около 40% балансовых запасов месторождения), рудные скарны (55%), сульфидные (4%), в незначительном количестве (0,9%) встречаются окисленные руды. Среднее содержание железа в рудах Сарбайского месторождения составляет свыше 45%. Массивы магнетитовых руд содержат 55% железа, богатые рудные скарны — 41%, бедные рудные скарны — 25,6% и сульфидные руды — 38,6%.

По первоначальному проекту института Гипроруда (1953 г.) производственная мощность Сарбайского карьера составляла 10 млн. т сырой руды в год. Все три залежи месторождения: восточная, западная и юго-восточная должны были отрабатываться одним общим карьером. На базе переутвержденных в 1956—1957 гг. запасов в 1959 г. было составлено новое проектное задание комбината, по которому производительность Сарбайского карьера была увеличена до 17 млн. т сырой руды в год и приняты следующие параметры карьера:

Карьер оконтурен по предельному коэффициенту вскрыши, равному 10 м3/м3, в контуре карьера сосредоточено 625,050 млн. т руды и 1284 млн. м3 пустых пород, в том числе 712 млн. м3 скальных пород и 572 млн. м3 рыхлых пород.

Проектом предусматривалась разработка месторождения с применением роторного экскаватора ЭРГ-1600 40/10 31 с конвейерным транспортом, драглайнов ЭШ-14/75, ЭШ-20/65 и экскаваторов ЭКГ-8. Фактически в период строительства применялись экскаваторы ЭКГ-4, ЭКГ-3у и ЭКГ-8, а также драглайн ЭШ-15/90.

Основным видом транспорта в первый период строительства карьера (1958—1960 г.) был автомобильный, при помощи которого было вывезено примерно 80% вскрыши. Железнодорожный транспорт применялся только на трех верхних горизонтах восточного участка карьера. Параллельное использование этих видов транспорта позволило интенсифицировать производство и сократить объемы горно-капитальных работ по сравнению с проектными на 30%. В первый период горные работы на карьере достигли глубины 73 м.

Второй период (1961—1965 гг.) строительства характеризовался наращиванием производственной мощности карьера и отличался увеличением годовых объемов горных работ до 64% в 1964 г. с возрастанием объемов перевозок благодаря применению железнодорожного транспорта. В этот период автомобильный транспорт применялся как на вскрышных, так и на добычных работах по всей глубине карьера. Большие расстояния откатки руды до обогатительной фабрики и отсутствие возможности устройства железнодорожных заездов на рудные горизонты предопределяли применение комбинированного автомобильно-железнодорожного транспорта с перегрузкой руды из автосамосвалов в думпкары на внутрикарьерных перегрузочных пунктах. На вскрышных горизонтах продолжалось совместное применение этих видов транспорта. К концу второго периода глубина увеличилась до 120 м.

В 1965 г. Сарбайский карьер был сдан в эксплуатацию с проектной мощностью 17 млн. т сырой руды в год. За период строительства карьера с 1956 по 1965 г. было вынуто 155,5 млн. м3 вскрыши, в том числе 65,4 млн. м3 капитальной и 90,1 млн. м3 эксплуатационной, и добыто 32,96 млн. т руды.

В 1967 г. институтом Гипроруда был составлен проект реконструкции комбината. По этому проекту граничный коэффициент вскрыши увеличивался до 12,1 м3/м3, глубина карьера — до 650 м и годовая производственная мощность по сырой руде — до 20 млн. т. На рис. 11.10 показаны проектный контур Сарбайского карьера и рациональное направление углубки горных работ.

В настоящее время покрывающая толща рыхлых отложений мощностью 110 м разрабатывается уступами высотой 10—13 м, руда и вмещающие породы — уступами 20 м. Погрузка горной массы в сухих забоях производится экскаваторами ЭКГ-8И и ЭКГ-6,Зу, в обводненных — драглайнами ЭШ-6/60 и ЭШ-14/75.

На карьере применяются два вида транспорта. Из верхней зоны карьера горная масса доставляется железнодорожным транспортом, из нижней — комбинированным автомобильно-железнодорожным транспортом, обеспечивающим перевозку более 40 млн.т горной массы в год.

Глубина Сарбайского карьера составляет 220 м. Один из участков карьера показан на рис. II.11. В 1974 г. была достигнута запроектированная производственная мощность карьера — 20 млн. т сырой руды в год. Увеличение глубины открытых работ и объемов транспортирования, а также увеличение удельного веса скальных пород в общем объеме горной массы приводят к ежегодному увеличению затрат по Сарбайскому карьеру на 450 тыс. руб. В этих условиях одной из важных задач является изыскание рациональных схем транспортирования горной массы из глубоких горизонтов карьера.
Сарбайский карьер Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината





Яндекс.Метрика