16.01.2021

Соколовский карьер Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината


Рудоносная зона Соколовского месторождения сравнительно выдержана как по простиранию, так и по падению. Форма рудной залежи пластообразная, крутопадающая на запад, вытянутая в меридиональном направлении почти на 5 км. Зона месторождения делится на два участка:

а) южный участок, расположенный к югу от дайки альбитовых гранит-порфиров. Длина этого участка около 1 км, максимальная горизонтальная мощность 250 м, средняя — 170—220 м. Рудная залежь падает на запад под углом 50—80°. Это наиболее мощная часть месторождения, состоящая из богатых руд;

б) северный участок имеет протяженность около 4 км. В отличие от южного, рудная зона здесь представлена отдельными пластообразными залежами, разделенными мощными прослойками скарнов. Мощность отдельных залежей колеблется от 5 до 102 м. Падение рудных залежей изменяется от 70—80° в южной части участка до 45—50° в северной.

Южная часть Соколовского месторождения магнетитовых руд в настоящее время разрабатывается Соколовским карьером. На Северном участке построен подземный рудник производительностью 5,5 млн. т сырой руды в год.

В процессе строительства и разработки месторождения производственная мощность карьера неоднократно пересматривалась и наращивалась очередями. В 1957 г. она составляла 1 млн. т, в 1958 г. — 2,5 млн. т, в 1959 г. — 5 млн. т, в 1962 г. — 6 млн. т, в 1964 г. — 7,5 млн. т. В 1965 г. на карьере была достигнута запроектированная производственная мощность — 9,5 млн. т сырой руды в год.

В настоящее время Соколовский карьер является крупным горнодобывающим предприятием производственной мощностью 62—63 млн. т горной массы в год. Глубина карьера достигла 225 м при проектной 460 м. Месторождение вскрыто внешней юго-западной траншеей, предназначенной для железнодорожного транспорта. При проходке траншеи длиной 1,7 км и общим объемом 4,5 млн. м3 были использованы шагающие экскаваторы ЭШ-14/75.

В процессе эксплуатации месторождения с 1966 по 1970 г. изменена схема вскрытия северного участка — пройдена постоянная внутренняя траншея вместо существовавших ранее временных съездов, что позволило своевременно выполнить проектный комплекс работ по осушению этого участка и интенсифицировать разнос северного торца карьера.

Верхняя 90-метровая мезокайнозойская толща пород разрабатывается в настоящее время шестью уступами с помощью механических лопат и шагающих экскаваторов ЭЩ-14/75. Отработка 30-метрового уступа кварцево-глауконитовых песков первоначально осуществлялась экскаваторами ЭШ-14/75 с последующей перегрузкой экскаваторами ЭКГ-4 и ЭКГ-8 из навала в железнодорожный транспорт.

В 1968 г. на разработке песков использовались шагающие экскаваторы ЭШ-14/75 с укороченной на 20 м стрелой, осуществляющие непосредственную погрузку в железнодорожный транспорт. Это позволило уменьшить затраты на экскавацию на 2,4 коп/м3.

Отработка рудных горизонтов уступами высотой 10—15 м производится с применением экскаваторов ЭКГ-8 и ЭКГ-8И. На шести верхних горизонтах используется железнодорожный транспорт, на шести нижних — автотранспорт. Объем перевозок автомобильным транспортом достигает 25 млн. т в год.

На карьере периодически производится замена устаревшего горного оборудования. За годы девятой пятилетки карьер был оснащен мощными современными буровыми станками СБШ-250 и СВБ-2, погрузочными средствами и транспортом (локомотивосоставами с тяговыми агрегатами ПЭ-2 и автосамосвалами БелАЗ-540). Это существенно повысило эффективность работ, способствовало совершенствованию технологии, позволило увеличить высоту уступов, внедрить механизацию вспомогательных процессов и обеспечить рост объемов добычи и горной массы.

В ближайшие два-три года должна быть решена задача транспортирования горной массы с глубоких горизонтов карьера. Реконструкция карьерного транспорта и переход на комбинированные схемы позволят получить значительную экономию государственных средств.





Яндекс.Метрика