16.01.2021

Карьеры Гайского комбината


Гайское меднорудное месторождение представлено крутопадающими рудными телами различной формы. Вмещающие породы сложены туфами и туфобрекчиями альбитофиров. Нижняя толща пород сложена кварцитами и серицито-кварцитовыми породами.

На месторождении выделяются три типа руд: сульфидные ? окисленные и смешанные. В зависимости от содержания меди, цинка и серы руды подразделяются на вкрапленные медные и медно-цинковые, сплошные медные и медно-цинковые и сернистоколчеданные.

Месторождение разрабатывается карьерами № 1 и № 2 и подземным рудником. Проектом института Унипромедь установлены следующие параметры карьеров:

На рис. II.8 показана комбинированная схема отработки Гайского месторождения на участке карьера № 1.

В настоящее время на карьерах Гайского комбината применяются буровые станки СБШ-250МН, экскаваторы ЭКГ-4,6, ЭКГ-8 и ЭКГ-8И, автосамосвалы БелАЗ-540, БелАЗ-548 и 60-тонные машины Т-60 французской фирмы «Веrlie».

В 1970—1973 гг. на карьере №2 Гайского ГОКа был организован опытно-промышленный участок циклично-поточной технологии.

На рис. II.9 показана схема циклично-поточной технологии (ЦПТ) открытых горных работ с грохочением скальных пород на опытно-промышленном участке карьера № 2. При принятой технологической схеме взорванная порода в забоях грузится экскаваторами ЭКГ-4,6 в автосамосвалы БелАЗ-540 и БелАЗ-548 и доставляется к приемному бункеру емкостью 130 м3, расположенному на глубине 60 м от поверхности. Из бункера порода пластинчатым питателем подается на виброгрохот СВГ-1, где она разделяется на фракции -400 и +400 мм. Фракции —400 мм поступают на ленточный конвейер, а фракции +400 мм — на склад негабарита.

От виброгрохота фракции —400 мм транспортируются конвейерами к отвалообразователю, с помощью которого производится их укладка в отвал. На отвалообразователе были произведены следующие изменения. Скорость движения конвейерной ленты уменьшена до 2,5 м/с вместо 4 м/с, на приемной консоли установлен валковый питатель, а в месте перегрузки с приемной консоли на отвальную — барабанный питатель; угол наклона приемной консоли уменьшен до 12° вместо 16°; жесткие ролико-опоры конвейеров были заменены гибкой подвеской.

Из склада негабарита порода грузится экскаватором ЭКГ-4,6 в автосамосвалы и вывозится во внешние отвалы. Для улучшения дробления пород были проведены работы по совершенствованию параметров буровзрывных работ, что позволило несколько увеличить выход транспортабельных фракций.

Затраты на строительство опытно-промышленного участка составили 2,29 млн. руб. Опытно-промышленные испытания, проведенные с 1972 по 1974 г., показали возможность и экономическую целесообразность применения ЦПТ с автомобильно-конвейерным транспортом на скальных породах.





Яндекс.Метрика