Карьер "Медвежий ручей"


Карьер «Медвежий ручей» разрабатывает северо-восточную часть месторождения Норильск-1. Вкрапленные и жильные руды месторождения приурочены к донной части мощной интрузии дифференцированных габбро-диабазов. Месторождение представлено пологопадащей (под углом 10—20°) в юго-западном направлении пластообразной залежью мощностью от 20 до 136 м. Горные работы были начаты в 1948 г. на северном участке карьера «Медвежий ручей» в установленных техническим проектом границах, показанных на рис. II.4. Главными факторами, определяющими место начала и направление развития горных работ в период строительства карьера были:

- простота вскрытия рабочих горизонтов;

- возможность организации добычи руды при относительно небольших объемах вскрышных работ.

Угол наклона рельефа поверхности в этом районе обеспечивал легкое и одновременное вскрытие нескольких верхних горизонтов карьера полутраншеями, что позволило создать в относительно короткие сроки достаточный фронт для планомерного наращивания вскрышных и добычных работ.

В 1960 г. был составлен технический проект реконструкции карьера «Медвежий ручей». Проектом было предусмотрено:

1) расширение проектного контура карьера за счет дополнительно разведанных запасов в его южной части (рис. II.4);

2) увеличение производственной мощности Карьера по руде в два раза;

3) оснащение карьера более мощным горнотранспортным оборудованием (экскаваторами ЭКГ-8, электровозами EL-1, 100-тонными думпкарами).

Кроме того, проектом реконструкции было предусмотрено одновременное применение в карьере автомобильного и железнодорожного транспорта.

Намеченная реконструкция карьера была успешно осуществлена. Внедрение современной горной техники и автомобильного транспорта позволило значительно интенсифицировать открытые горные работы. При совместном применении автомобильного и железнодорожного транспорта вскрытие и подготовка горизонтов осуществляются с помощью автомобильного транспорта. Рудные горизонты вскрываются разрезными траншеями, которые проходятся с севера на юг по простиранию рудного тела, главным образом со стороны его висячего бока. После проведения и расширения разрезной траншеи уступы отрабатывают с применением железнодорожного транспорта.

В настоящее время на карьере «Медвежий ручей» применяется современная горная техника: буровые станки БАШ-250, экскаваторы ЭКГ-4,6Б и ЭКГ-8И, автосамосвалы БелАЗ-540 и БелАЗ-548 и 150-тонные электровозы. С 1971 г. внедрены и успешно используются водонаполненные BB различного состава.

Горные работы в карьере ведутся в более сложных условиях по сравнению с предыдущими периодами, так как значительная часть уступов находится в зоне обрушения рудника «Заполярный». Кроме того, фронт работ вплотную приблизился к южной, глубинной части месторождения.

При выборе рациональных схем транспортирования для южного участка карьера институтом Гипроникель рассмотрены четыре варианта доставки руды на обогатительную фабрику.

Первый вариант предполагает применение только автомобильного транспорта: автосамосвалов БелАЗ-548 и БелАЗ-549 при расстоянии откатки 4 км.

Во втором варианте предусмотрено применение комбинированного автомобильно-железнодорожного транспорта с перегрузкой руды из автосамосвалов грузоподъемностью 40 и 75 т в думпкары грузоподъемностью 105 и 180 т. Расстояния откатки: автомобильным транспортом — от 2,3 до 3,5 км; железнодорожным — 5,5 км. Строительство перегрузочного пункта предусматривается за контуром карьера на его восточном борту, в районе южной выездной траншеи.

В третьем варианте рассмотрено применение также комбинированного автомобильно-железнодорожного транспорта, но со строительством перегрузочных экскаваторных пунктов на уступах карьера с отметками 210 и 120 м и с применением специальных электровозов с линейно-тяговыми двигателями, способных перемещать думпкары по 15-градусному уклону. Расстояния откатки: автосамосвалами — до 1 км, железнодорожным транспортом на поверхности — до 5,5 км.

Четвертый вариант предполагает применение комбинированного транспорта с использованием автосамосвалов на уступах карьера и скипового подъемника, имеющего две перегрузочные площадки с отметками 210 м и 120 м. Транспортирование руды по поверхности карьера возможно как автосамосвалами, так и железнодорожными составами.

Схема транспортирования вскрыши во всех сравниваемых вариантах принята одинаковая как для автосамосвалов, так и для железнодорожных составов, работающих независимо друг от друга.

Техническое сравнение вариантов производилось по величине приведенных затрат. Расчеты показали, что минимальные приведенные затраты получены при первом варианте. Однако наиболее целесообразно применение на первом этапе разработки южной части месторождения второго варианта (откатка руды комбинированным автомобильно-железнодорожным транспортом).

Впоследствии на восточном борту южного участка карьера возможно строительство скипового подъемника. При этом откатка руды будет производиться комбинированным авто-скипо-железнодорожным транспортом. Варианты комбинированного транспортирования руды показаны на рис. II.5.





Яндекс.Метрика