Генеральные планы передовых горных предприятий


Генеральный план карьера включает промплощадку, карьер с въездными траншеями и отвалами и жилой поселок.

При проектировании генерального плана необходимо руководствоваться CHиП II-M.1—71 и выполнять следующие основные требования:

1. Обеспечение минимального объема земляных работ при проведении капитальных траншей, планировке промплощадки, строительстве дорог, а также обеспечение лучшей транспортной связи промплощадки с карьером и внешней сетью дорог.

2. Расположение жилищного поселка с учетом благоприятного направления господствующих ветров и попутности людских потоков, следующих из жилищного поселка на промплощадку и в карьер.

3. Возможность кооперирования инженерных коммуникаций промплощадки карьера и жилищного поселка.

4. Создание архитектурного единства и планировочной согласованности в организации всей территории предприятия с учетом требований промышленной эстетики.

Несоблюдение указанных требований при проектировании карьеров обычно влечет за собой увеличение стоимости строительства, вызывает затруднения в санитарно-бытовом обслуживании трудящихся, ухудшение эксплуатационных условий карьера и снижение его производственной мощности.

Кроме перечисленных выше требований при выборе строительной площадки карьера необходимо соблюдать следующие специальные условия:

1) рельеф должен быть спокойный с равномерным уклоном к границам площадки не более 0,01; для строительства предприятий с большими по габаритам корпусами и сетью внутризаводских железнодорожных путей продольный уклон площадки не должен превышать 0,005, грунты должны быть устойчивыми и удовлетворять нагрузкам проектируемых сооружений; уровень грунтовых вод должен быть низким, исключающим устройства специальных оснований для зданий, а также проведения сложных дренажных и гидроизоляционных работ; паводковые воды не должны затоплять площадку; поверхность ее должна быть выше горизонта высоких вод. Наивысший горизонт высоких вод принимается при повторяемости 50—100 лет;

2) строительные площадки карьеров и обогатительных фабрик не следует располагать над залежами полезных ископаемых, за исключением отдельных обоснованных случаев, которые согласовываются с органами госгортехнадзора; возможность кооперирования с другими промышленными организациями при строительстве и эксплуатации общих подъездных путей, инженерных сетей, жилищного и культурно-бытового строительства, складского хозяйства, базы строительной индустрии; вблизи выбранных площадок должны быть намечены участки для размещения отвалов пустой породы, шламонакопителей, хвостохранилищ, золы и других отходов, а также для складов ВВ.

В состав проекта генерального плана карьера на стадии технического проекта входят:

- пояснительная записка, содержащая краткую характеристику района строительства и характеристику площадки строительства с приложением акта выбора площадки;

- совмещенный или раздельный генеральные планы предприятия с указанием местоположения проектируемых, существующих, реконструируемых и подлежащих сносу зданий, сооружений и транспортных путей; площадей для возможного расширения предприятия (если это предусмотрено проектным заданием); пусковых комплексов и очередей Строительства; вертикальной привязки основных зданий и сооружений; ориентировочных объемов земляных работ и привязки зданий и сооружений к топографической основе.

На генеральном плане должны быть приведены: экспликация зданий, сооружений и железнодорожных путей, стрелочных переводов, автомобильных дорог, условные обозначения и другие детали.

В показатели генерального плана должны входить: площадь промплощадки в границах отвода, площадь застройки, коэффициент застройки, объемы основных работ по площадке.

На стадии рабочих чертежей в генеральном плане уточняются привязочные данные и все характерные точки: углы и оси зданий, дорог и других коммуникаций, а также уточняются уклоны дорог и площадок. Составляется проект вертикальной планировки с картограммой земляных работ. Уточняются объемы всех работ по благоустройству промплощадки.

Генеральные планы в зависимости от назначения и состава элементов подразделяются на проектные, строительные, разбивочные и исполнительные. В табл. 1.4 приведена характеристика основных видов генеральных планов в зависимости от размеров промплощадки, сложности и насыщенности плана зданиями и сооружениями.

При проектировании генеральных планов рудных карьеров следует стремиться не только к минимальному объему горностроительных работ, но и к лучшей планировке промплощадок.

Промплощадки рудных карьеров в зависимости от состава подразделяются на следующие типы:

1) с дробильно-обогатительной, дробильно-сортировочной фабрикой, складами полезного ископаемого и общими для карьера и фабрики административно-бытовым корпусом, ремонтной базой и комплексом вспомогательных сооружений;

2) с административно-бытовым корпусом, ремонтной базой и комплексом вспомогательных сооружений, обслуживающими только карьер;

3) с размещением на промплощадке карьера только здания административно-бытового назначения и некоторых вспомогательных сооружений.

Промплощадка первого типа показана на схематичном генеральном плане рудного карьера (рис. 1.7). Основным видом транспорта на данном карьере является автомобильный. Размещение зданий и сооружений на промплощадке карьера связано с направлением движения грузовых потоков из карьера на обогатительную фабрику, поэтому оно удовлетворяет в первую очередь транспортным требованиям. В состав промплощадки входит обогатительная фабрика с корпусом дробления, гараж и авторемонтная мастерская, общий административный корпус и быткомбинат, центральная котельная, ремонтно-механический и литейный цехи, прирельсовые склады материалов и оборудования. Промплощадка и жилищный поселок соединены автомобильной дорогой, по которой трудящиеся карьера и фабрики доставляются к местам работы в автобусах. Все здания и сооружения промплощадки размещены у главной выездной траншеи карьера и в непосредственной близости от обогатительной фабрики, что обеспечивает попутность направлений людского потока от жилпоселка к местам работы и обратно.

На генеральном плане рудного карьера (рис. 1.8) изображена промплощадка второго типа. На данном карьере основным видом транспорта является железнодорожный; автотранспорт используется для откатки вскрыши с верхних горизонтов в отвал, расположенный в непосредственной близости от контура карьера. На данной промплощадке размещены административно-бытовой корпус, ремонтно-механический и электроремонтный цехи, экскаваторное и электровозное депо, автогараж, склады материалов и оборудования и комплекс вспомогательных сооружений, обслуживающие только карьер. Промплощадка и жилой поселок соединены автомобильной и одной ниткой электрофицированной железной дороги. Размещение зданий и сооружений в непосредственной близости от капитальной выездной траншеи отвечает не только транспортным требованиям, но и обеспечивает удобство санитарно-бытового обслуживания трудящихся карьера. На рис. 1.9 показана промплощадка третьего типа, в состав которой входят только административно-бытовой корпус, открытая стоянка автосамосвалов и столовая. Ремонтно-механическая служба и комплекс вспомогательных сооружений размещены на промплощадке обогатительной фабрики. Основное назначение промплощадки данного типа — санитарно-бытовое обслуживание трудящихся карьера.

Из приведенных примеров видно, что размещение промплощадки непосредственно у въездной траншеи определяется типом данной площадки, ее транспортной связью с карьером и положением жилого поселка. Въездную траншею следует располагать, исходя из требований общей планировочной схемы, а не только горно-геологических условий и обеспечения минимального объема горно-строительных работ.

Для сокращения размеров промплощадок и уменьшения протяженности наземных и подземных транспортных и инженерных сетей и коммуникаций следует обеспечивать максимальное блокирование производственных вспомогательных и обслуживающих зданий и сооружений, что позволяет сократить их общее число и снизить их стоимость. На промплощадках рудных карьеров целесообразно блокировать следующие виды зданий и сооружений:

1) ремонтно-механический цех, электроремонтную мастерскую, кузнечный цех, долото- и бурозаправочную, компрессорную, электроподстанцию, склады материалов и оборудования;

2) гараж для автосамосвалов (при автомобильном транспорте) или локомотиво-вагонное депо (при железнодорожном транспорте), гараж хозяйственных и дорожных машин, мастерские по обслуживанию транспортного оборудования;

3) здания экипировочного назначения (заправка песком, смазка, снабжение топливом и водой, углезаправка и др.), котельная, механизированный склад угля, склад песка, устройства для золоудаления, пескосушилка, пункты технического осмотра локомотивов и думпкаров. Бытовые и административно-хозяйственные помещения следует располагать в одном здании при устройстве промплощадки по пути между поселком и карьером и в отдельном здании — при расположении промплощадки в стороне от пути, соединяющего поселок с карьером.

Размещение зданий и сооружений на промплощадках карьеров определяется способом вскрытия месторождений, технологическим назначением зданий и сооружений, планом местности, составом грунта и другими факторами.

Сооружения технологического и транспортного назначения располагают на некотором расстоянии как от бортов карьера, так и от места производства взрывных работ, учитывая при этом перспективы возможной реконструкции карьера.

Для расширения предприятия в целом целесообразно резервировать свободные и обоснованные по своим размерам участки, как правило, вне осваиваемой территории строительства. Резервирование участков на территории промплощадки карьера для непосредственного расширения зданий и сооружений может допускаться только при соответствующем технико-экономическом обосновании целесообразности такого расширения.

При размещении на генеральном плане сооружений технологического комплекса должен быть использован рельеф местности для создания под действием гравитационных сил потока материала и сокращения длины транспортных линий. Следует избегать устройства подпорных стенок на уступах вертикальной планировки.

В генеральном плане предприятия инженерные сети должны быть увязаны с застройкой и благоустройством его территории. Они должны проектироваться как единое комплексное хозяйство с подчинением требований прокладки отдельных сетей общему планировочному решению промплощадки, прокладке сетей по совмещенным трассам и рациональной увязке коммуникаций между собой. Подземные сети во всех случаях, когда это допускается по условиям безопасности, следует располагать в одной траншее с минимальными разрывами между ними, необходимыми для монтажа и ремонта сетей.

Проект генерального плана должен обеспечивать необходимые условия труда на предприятии, предусматривать надлежащий уровень благоустройства и создания эффективной системы мероприятий по устранению загрязнения атмосферы, водоемов и почвы как на самом предприятии, так и в районе его расположения с учетом природных особенностей местности. В проекте генерального плана предприятия следует предусматривать озеленение неиспользуемых под застройку территорий, преимущественно в виде газонов с посадкой деревьев и кустарников и рядовую посадку деревьев и кустарников.





Яндекс.Метрика