Общая характеристика горно-строительных и монтажных работах. Временные здания и сооружения


Ввод карьера в эксплуатацию производится после завершения строительства пускового комплекса зданий и сооружений, определенного в проекте, и горных работ, позволяющих начать и планомерно наращивать выдачу товарной продукции (кондиционной сырой или подготовленной руды, если рудоподготовительная фабрика входит в систему предприятия). В объем горно-строительных работ входит комплекс мероприятий, осуществляемых в пределах горного отвода от начала строительства до сдачи карьера в эксплуатацию.

Положение горных работ при сдаче карьера в эксплуатацию должно быть таким, при котором созданы:

- необходимый и достаточный фронт работ на добычных уступах, обеспечивающий нормальную расстановку добычных экскаваторов;

- необходимый и достаточный фронт работ на вскрышных уступах и отвалах, обеспечивающий расстановку вскрышных экскаваторов и отвального оборудования;

- вскрытые и подготовленные к выемке запасы полезного ископаемого согласно проекту;

- транспортные подступы и дороги к вскрышным и добычным горизонтам и на отвалы, а также проектное путевое развитие станций, разъездов и вспомогательных путей на поверхности.

До ввода карьера в эксплуатацию должны быть закончены работы по осушению и дренажу.

Если рудные месторождения залегают на значительной глубине среди скальных пород и покрыты пустыми породами большой мощности, то в этих условиях к горно-капитальным относятся только те работы, которые нужно выполнить для достижения не менее 15—20% проектной производственной мощности карьера. Такое решение является технически обоснованным, если к моменту сдачи карьера в эксплуатацию будут выполнены основные строительные и дорожные работы, создан устойчивый фронт вскрышных и добычных работ, позволяющий планомерно и беспрепятственно развивать горные работы.

При составлении технического проекта затраты на горнокапитальные работы исчисляются следующим образом:

1. Стоимость зданий и сооружений определяется по единичным расценкам в соответствии с действующими нормами для капитального строительства.

2. Затраты на проведение траншей и вскрышные работы устанавливаются по эксплуатационной стоимости горных работ аналогичного предприятия.

В период достижения карьером проектной производственной мощности вскрышные работы ведутся не за счет сметы горнокапитальных работ, а за счет себестоимости добываемого полезного ископаемого.

Объем горно-капитальных работ при реконструкции карьера определяется так же, как и для карьера, введенного в эксплуатацию. Стоимость исчисляется по нормам и ценам, установленным на период эксплуатации. В случае отклонений от перечисленных условий объем горно-капитальных работ и порядок исчисления затрат на их проведение обосновываются специальным проектом.

Положение горных работ на момент сдачи карьера в эксплуатацию определяется проектом и изображается на совмещенных планах горных работ и разрезах с соблюдением установленных параметров системы разработки, углов откоса уступов и бортов карьера в целом, а также объемов вскрытых запасов, размеры которых зависят главным образом от способов вскрытия месторождения и принятой системы разработки. Нормами технологического проектирования предусматривается сдача карьера в эксплуатацию с подготовленными запасами, обеспечивающими работу карьера в течение 4—6 мес при круглогодовой работе и 2—3 мес при сезонной работе. Соблюдение установленных норм вскрытых и подготовленных запасов достигается за счет некоторого обязательного опережения вскрышных работ по отношению к добычным.

Объем горно-капитальных работ определяется отдельно по объему проходческих работ, которые слагаются из объемов капитальных, въездных и разрезных траншей, и отдельно по объему вскрышных работ, выполняемых при разносе бортов до положения, которое должно быть на момент сдачи карьера в эксплуатацию.

При проектировании границ карьеров Нормами технологического проектирования рекомендуется различать промежуточные, конечные и перспективные контуры. Промежуточные границы устанавливаются в пределах конечных границ для улучшения календарного распределения объемов вскрыши, а перспективные — для проектирования расположения зданий и сооружений на поверхности.

Границы карьера рекомендуется определять и уточнять в следующей последовательности:

- на стадии технико-экономических докладов и обоснований определяются ориентировочные границы карьера и производится выбор способа разработки;

- на стадии технического проекта для выбранного способа разработки определяются промежуточные, конечные (с учетом запасов категорий А+В+С1) и перспективные границы карьера (с учетом запасов категорий C2).

Для выравнивания контуров карьера допускается на отдельных участках карьерного поля включать в конечные границы карьера запасы категории C2.

При большом сроке существования карьера (более 20—30 лет) нормами рекомендуется производить поэтапное определение промежуточных и уточнение конечных границ карьера.

Темпы строительства рудных карьеров в значительной степени зависят от своевременной поставки горнотранспортного оборудования и точного выполнения графика монтажных работ. При строительстве карьеров выполняются следующие виды монтажных работ:

1) сборка и монтаж экскаваторов, буровых станков и других видов горного оборудования;

2) установка ЛЭП, монтаж трансформаторных подстанций, питающих и распределительных устройств;

3) укладка и балластировка железнодорожного пути, монтаж контактной сети, тяговых подстанций и. средств СЦБ;

4) монтаж скиповых подъемников, дробильных установок, конвейеров, приемных и перегрузочных устройств при применении комбинированного транспорта;

5) монтаж промышленных зданий и сооружений;

6) установка и монтаж осветительной аппаратуры, средств связи, автоматизации и т. д.

Монтаж экскаваторов осуществляется при помощи самоходных и передвижных кранов, других экскаваторов, деррик-кранов, монтажных треног, лебедок, домкратов и различных такелажных механизмов и приспособлений. Монтаж горного оборудования, как правило, выполняется на специально созданных монтажных площадках специализированными организациями, в обязанность которых входит комплексное опробование смонтированных установок.

Монтажная площадка обычно располагается недалеко от будущего места работы экскаватора; после планировки на площадке размещаются стеллажи для деталей и агрегатов, а также шпальные клетки, обеспечивающие свободное маневрирование с такелажными приспособлениями.

Монтажные работы начинаются с закрепления к нижней раме гусеничных рам с натяжной осью и муфтами для включения гусениц; затем нижняя рама с гусеничными рамами поднимается краном и устанавливается на гусеничные ленты, которые замыкаются и натягиваются. На роликовый круг ставится поворотная платформа с механизмами, закрепляется гайкой центральная цапфа, устанавливается противовес с балластом, преобразовательный агрегат, двуногая стойка, трансформатор, распределительный ящик, кузов и остальное электрооборудование. Стрела соединяется с поворотной платформой, поднимается в рабочее положение и на ней устанавливается рукоять с ковшом.

После окончания монтажа всего оборудования на экскаваторе производятся его опробование и испытание.

При монтаже экскаваторов должны соблюдаться правила безопасности: канаты и стропы не должны иметь повреждений, клетки из шпал должны скрепляться железными скобами, во время подъема и опускания груза рабочие должны находиться от него на безопасном расстоянии. Запрещается превышать грузоподъемность кранов, а также пользоваться неисправными такелажными приспособлениями.

Подъемные механизмы и их приспособления подвергаются освидетельствованию не реже одного раза в год, при этом составляются акты осмотра. Несмотря на это, перед началом работы подъемные механизмы и приспособления, применяемые при монтаже экскаваторов, должны быть предварительно осмотрены и проверены. Грузоподъемные канаты и цепи должны быть испытаны, после чего составляются акты, удостоверяющие их исправное состояние.

Монтаж экскаваторов производится по специальным технологическим картам-графикам, в которых указываются последовательность работ, сроки и состав монтажных работ.

Другие виды монтажных работ осуществляются по проекту производства монтажных работ, в состав которого входят: генеральный план поверхности карьера, спецификации конструкций, графики монтажных работ, указания о складировании конструкций, схемы транспортирования конструкций к месту монтажа, технологические карты монтажа по объектам, перечни монтажных средств, указания о методах монтажа подъемного оборудования.

Монтаж строительных конструкций производится при помощи монтажных мачт и кранов (башенных, гусеничных и пневмоколесных), а также лебедок и другого вспомогательного оборудования. Выбор монтажного оборудования зависит от массы и геометрических размеров монтируемых элементов, от высоты и конфигурации сооружения, а также от объема монтажных работ на объекте.

Гусеничные и пневмоколесные краны наиболее удобны для монтажных работ на карьере, так как обладают высокой маневренностью и не нуждаются в демонтаже при переброске с объекта на объект.

Гусеничные краны на базе экскаваторов со сменным оборудованием имеют наибольшее распространение на погрузочно-разгрузочных работах, при монтаже металлических конструкций и при транспортировании оборудования, а также при монтаже крупных сборных железобетонных конструкций.

Автомобильные краны, как наиболее маневренные, используются на монтажных работах при сооружении разбросанных периферийных объектов — инженерных сооружений железных и автомобильных дорог, опор электрических и телефонных линий, трубопроводов и т. д.

Пневмоколесные краны характеризуются хорошей маневренностью, относительно большой грузоподъемностью и значительным вылетом стрелы, что позволяет использовать их на строительстве объектов более эффективно, чем автомобильные и гусеничные краны. Пневмоколесные краны легко передвигаются с места на место и в процессе строительства могут приближаться к объекту с любой стороны.

На складах, для погрузочно-разгрузочных работ, при строительстве искусственных сооружений и укладке верхнего строения пути используются железнодорожные краны.

Монтаж сборных конструкций, промышленных и жилых зданий ведется башенными кранами. Эти работы должны начинаться лишь после выполнения всех работ подготовительного периода на объекте.

В подготовительный период на карьере производится сборка временных зданий и сооружений. Временные здания строятся для временного размещения конторы строителей, административно-бытового комбината, склада материалов и оборудования, склада BB и противопожарного оборудования, караульного, культурно-бытовых и жилых помещений. Перечень временных зданий и сооружений и их размеры определяются при составлении проектов организации строительства карьеров и проектов производства работ.

В проекте организации строительства определяется общая потребность во временных зданиях и сооружениях для подготовительного и основного периодов строительства; устанавливается возможность временного использования существующих зданий и сооружений, а также зданий строящегося предприятия; производится подбор типовых проектов и устанавливается сметная стоимость их монтажа и транспортирования; определяются порядок и сроки обеспечения строительства временными зданиями и сооружениями.

В проекте производства работ уточняется состав временных зданий и сооружений, их сметная стоимость, сроки и продолжительность их эксплуатации на строительстве объекта. Результаты расчетов потребности во временных зданиях и сооружениях приводятся в проекте в следующем виде (табл. 1.2 и 1.3).


Временные здания и сооружения строят, как правило, по типовым проектам; размеры затрат на временные здания и сооружения не должны превышать нормативов удельной стоимости.

Потребность во временных зданиях и сооружениях рассчитывается с учетом существующих или постоянно строящихся жилого поселка, производственной базы, объектов строящегося предприятия в следующем порядке:

1) устанавливают перечень временных зданий и сооружений и их назначение;

2) определяют необходимую мощность объектов производственного назначения или полезную площадь временных зданий и сооружений для объектов складского, административно-бытового, жилого и культурно-бытового назначения;

3) определяют тип и число временных зданий и сооружений и затраты на их возведение;

4) указывают номера типовых проектов и места получения унифицированных инвентарных деталей временных зданий и сооружений.

Объем временных зданий и сооружений производственного назначения определяется в зависимости от годовой программы работ общестроительной и специализированных организаций по объекту, исчисляемой в натуральном или денежном выражении, с учетом механовооруженности строительства, номенклатуры, объема и особенностей специальных работ.

Полезная площадь временных объектов складского назначения (склады, навесы, кладовые и т. д.) определяется на основании сводного графика потребности в строительных конструкциях, полуфабрикатах, материале и оборудовании с учетом установленных нормативов и коэффициентов.

Площадь временных зданий административного и санитарнобытового назначения (конторы, табельные, гардеробные, душевые и т. д.) определяется в соответствии со СНиП II-92—76 на основании расчетного числа рабочих, ИТР, служащих, МОП и охраны на основном и вспомогательном производствах по годам строительства. При этом учитывается, что в максимально загруженную смену число рабочих принимается до 70% от списочного состава, а ИТР, служащих, МОП и т. д. — до 80%.

Площадь временных зданий жилого и общественно-бытового назначения определяется по установленным нормам в зависимости от числа жителей поселка строителей.

Подбор типа временных зданий и сооружений производится с учетом продолжительности всего строительства и основных его этапов, структуры строительных и специализированных организаций, числа строящихся объектов и их размещения на площадке, требуемой мощности или площади временных объектов и срока эксплуатации их на одном месте (строительной площадке, участке и т. п.). Число временных зданий и сооружений, необходимое для строительства, устанавливается после определения полного перечня и типов временных объектов.





Яндекс.Метрика