Метаморфогенные пегматиты докембрия


Исследование минералогии и металлогении докембрия в настоящее время становится одной из главных и актуальных проблем в изучении наук о Земле. Это определяется исключительной по разнообразию минералогенической специализацией докембрийских комплексов, являющихся основным источником добычи большого количества металлов и неметаллов. Так, по данным А.В. Сидоренко, в докембрийских формациях (без учета территорий, приходящихся на страны социализма) сосредоточено 70% мировых достоверных запасов железных руд, около 70% хромитов, 60% меди и марганца, 70% сульфидного никеля, более 90% золота и кобальта, почти 50% урана. Кроме того, для докембрийских формаций характерны также уникальные месторождения слюд: мусковита и флогопита (практически все мировые запасы), графита, горного хрусталя и драгоценных камней, а также неисчислимые по объемам запасы керамического сырья. Значительная роль докембрия в мировом балансе полезных ископаемых обусловливается несколькими причинами: а) длительностью этого периода, во много раз превышающей длительность металлогенического мегацикла фанерозоя; б) многократным изменением тектонических режимов литосферы и особенностью геотектонических процессов формирования литосферных плит континентальной и океанической коры; в) появлением и изменением состава гидросферы и атмосферы, что способствовало переносу и отложению рудоносных литофаций различных осадочных и осадочно-вулканогенных формаций в глобальном масштабе при огромном масштабе деятельности цианоофитных и ферробактерий; г) возникновением геохимических барьеров, как, например, образование биогенного кислорода гидросферы, приостановившего беспрепятственную миграцию железа и вызвавшего его химическое осаждение; д) спецификой магматизма и вулканизма; е) глубинным петрогенезисом, приводящим к возникновению определенных по РГ-параметрам метаморфических поясов с характерными проявлениями магматизма; ж) интенсивным проявлением глубинного метасоматоза. Особенно большое значение приобретает необратимый характер специфического эндогенного режима метаморфических поясов докембрия, так как сформированные при этом метаморфогенно-метасоматические рудные и/ или нерудные формации, охватывающие весь температурный интервал регионального метаморфизма, и определяют металлогеническую специализацию метаморфических поясов. Среди гетерогенного по способу образования семейства метаморфогенно-метасоматических формаций особое место занимают пегматитовые, которые, во-первых, являются единственным источником крупнокристаллического мусковита и ряда очень ценных в промышленном отношении редких и рассеянных элементов, например лития и цезия, и, во-вторых, служат великолепным примером строгой генетической корреляции эндогенных процессов с пегматитообразованием и региональным метаморфизмом в общей геологической истории метаморфических поясов.

Пегматиты — гетерогенные породы, которые характеризуются специфическими крупнозернистыми структурами (графическая, блоковая, пятнисто-сегрегационная, мета- и диабластовая) и образуют самостоятельные геологические тела (гнезда, жилы, пластовые залежи, массивы).

Под формацией пегматитов метаморфогенного типа следует понимать единую генетическую и/или парагенетическую серию жил (месторождений), образовавшихся в сходной литолого-стратиграфической среде при однотипном структурно-тектоническом режиме в оптимальных для рудогенеза РТ-условиях регионального метаморфизма и ультраметаморфизма, определяющих щелочнометальность глубинного метасоматоза и соответственно геохимическую специализацию пегматитов.

Семейство пегматитовых формаций гранитного ряда включает керамическую, редкоземельную (редкоземельно-керамическую), мусковитую, мусковит-редкометальную, редкометальную и хрусталеносную формации. Для них установлены и изучены закономерности пространственно-временных и генетических связей с этапами формирования метаморфических поясов определенного типа, выделяемых по территории России и зарубежных стран.





Яндекс.Метрика