Топливно-энергетическое сырье


Одной из наиболее характерных черт современного научно-технического прогресса является стремительный рост энергетики и спроса на все виды энергии, особенно на электроэнергию и механическую энергию для транспортных средств.

За пятьдесят лет — с 1900 по 1949 г. — мировое потребление энергии увеличилось втрое. Для следующего утроения этого показателя потребовалось всего лишь 20 лет (1951—1970). Среднегодовые темпы прироста потребления энергии, составляющие в 1925—1938 гг. 1,4%, увеличились в 1938—1950 гг. до 3,2%, в 1951—1960 гг. — до 4,9%, в 1961—1970 гг. — до 5,6%, Ожидают, что среднегодовой прирост потребности в энергии в 1971 —1980 гг. будет на уровне 7%.

Развитие мирового топливно-энергетического баланса происходило преимущественно за счет роста потребления нефти и газа, чему способствовали в капиталистических странах искусственно поддерживаемые низкие цены на ближневосточную нефть сравнительно с ценами на эквивалентные другие виды топлива. Эти цены расхолаживали производителей в их поисках новых источников топлива, помогали сбивать цены на уголь, газ и гидроэлектроэнергию, потворствовали непозволительно расточительному использованию мировых запасов нефти. В США, например, автомобили используют лишь 20% потенциальной энергии бензина и около 23% своей грузоподъемности.

Пользуясь практически абсолютной монополией на добычу жидкого топлива в странах-производителях нефти на Арабском Востоке, а также захватив доминирующие позиции на рынках государств-потребителей нефти, международный нефтяной картель, в который входят семь монополий, настойчиво вытеснял в западноевропейских странах другие виды энергии. В Западной Европе закрывались каменноугольные шахты или добыча в них сильно сокращалась, были прекращены поиски новых источников энергии, па зачаточном уровне продолжала оставаться атомная энергетика (табл. 2).

Судя по многочисленным прогнозам, опубликованным в зарубежной печати и основанным преимущественно на экстраполяции, мировое потребление энергии к 2000 г. возрастет примерно в 3—4 раза. Эти прогнозы исходят прежде всего из вероятных темпов роста мирового населения, численность которого к 2000 г. достигнет 7 млрд. человек, а также ожидаемого значительного роста потребления энергии в развивающихся странах, где проживает более 2/3 населения земного шара. Пока они потребляют ее в 8 раз меньше по сравнению с экономически развитыми странами.

В развитых странах использование энергии увеличилось в расчете на душу населения с 2,75 т условного топлива в угольном эквиваленте в 1940 г. до 5 т в 1970 г. Согласно прогнозам при тех же темпах роста эта величина к 2000 г. превысит 11 т, а среднегодовой прирост энергопотребления в мире составит 4—5%. При нынешних темпах потребления в следующие 25 лет мир израсходует столько энергии, сколько ее было потрачено за всю историю человечества.

Существенно изменится, вероятно, структура топливно-энергетического баланса, однако нефть и газ в обозримой перспективе будут продолжать оставаться основными энергоисточниками, несмотря на резкое повышение цен на них в последнее время, а также интенсификацию работ по освоению и использованию других видов энергии в ряде промышленно развитых стран. Дальнейшее постепенное снижение нефти и газа в значительной мере будет обусловленно новым направлением в развитии мировой энергетики — интенсивной электрификацией топливно-энергетического баланса и использованием для производства электроэнергии недефицитных видов топлива — угля, сланцев, а также гидравлических, атомных и других энергетических источников.

Все более насущной становится проблема получения эффективных заменителей дефицитного топливно-энергетического минерального сырья. В промышленно развитых странах начаты крупные исследования по изысканию рациональных методов использования энергии геотермальных вод, морских приливов и отливов, солнца и ветров, биологического сырья, различных отходов и даже городского мусора.

Интенсивные исследования проводятся для успешного решения проблемы использования в качестве источника энергии водорода, ресурсы которого неисчерпаемы. Проведенные испытания показали, что он может быть широко использован всеми видами транспорта, для отопления городов, производства электрической энергии, в черной металлургии, химической промышленности и т. д.





Яндекс.Метрика