16.01.2021

Организация работы карьера по графику


Производительность труда является важнейшим технико-экономическим показателем работы карьера.

На производительность труда рабочего по эксплуатации оказывают влияние следующие факторы:

1) природно-климатические: крепость угля и породы, мощность угольного пласта, коэффициент вскрыши, структура пласта (наличие прослоек породы), климатические условия (сильные морозы, ливни, грозы), свойства пород (в смысле устойчивости их), водообильность;

2) Горнотехнические: принятая система работ, дальность транспортировки угля и породы, высота уступа и ширина экскаваторной заходки, мощность применяемого горнотранспортною оборудования, уровень механизации и автоматизации процессов;

3) организационные: режим работы, подготовка и организации рабочего места, работа по графику, взаимоувязка процессов;

4) личные: квалификация рабочих, их производственные навыки.

Организационные факторы имеют решающее значение в использовании природно-климатических и горнотехнических условий.

Производительность труда на современных угольных карьерах, оснащенных мощным горнотранспортным оборудованием, в 2—4 раза выше, чем на подземных работах, и может быть еще увеличена за счет снижения потерь в производстве.

К наиболее заметным потерям в производстве следует отнести:

1) простои экскаваторов в забоях по разным причинам: аварии и неполадки с экскаваторами; ожидание порожняка из-за неупорядоченности движения, неисправности подвижного состава, аварий на путях; простои из-за отставания буро-взрывных работ; из-за аварий с ленточными конвейерами;

2) простои подвижного состава из-за ожидания погрузки у экскаватора, разгрузки на отвалах, у стрелок и семафоров, аварии с подвижным составом из-за его неисправности или из-за плохого состояния путей;

3) простои бригад буровых станков в результате непродуманности в режиме работы буровых станков;

4) простои экскаваторов на отвалах в ожидании груженых составов и из-за аварий;

5) простои горнотранспортного оборудования в ожидании ремонта и в ремонте сверх установленных норм. Аварии экскаваторов часто случаются из-за отсутствия планово-предупредительных ремонтов;

6) различные потери рабочего времени во всех процессах.

Организация работы карьера по графику, при котором

должны быть взаимоувязаны все рабочие процессы, позволяет ликвидировать значительную часть этих потерь и значительно повысить производительность труда.

Переход на работу по графику цикличности в подземных работах показал высокую эффективность такой организации. На карьерах, где одним транспортным направлением связаны группа экскаваторов и группа отвальных тупиков, графики целесообразно составлять на весь комплекс работ.

Графики могут составляться комплексные и пооперационные.

В первых увязываются отдельные рабочие процессы производственного цикла, а вторые составляются на рабочий процесс по отдельным операциям.

Комплексный график может составляться на сутки, на месяц и на продолжительность законченного цикла работ по экскаваторной заходке на уступах и на отвалах, по отсыпке плужного отвального тупика на одну передвижку железнодорожных путей.

Пооперационный график может составляться на смену, на сутки, на месяц или на продолжительность полного цикла рабочего процесса (перемещение путей в забое или на отвальном тупике, буро-взрывные работы в пределах одного блока).

Для каждого экскаваторного забоя целесообразно составлять комплексный график на законченный цикл экскаваторной заходки. График охватывает период времени, необходимый для выемки одного экскаваторного блока-заходки.

Блоком называется часть длины фронта на одном уступе, отведенная для работы одного экскаватора. Длина блока, как указывалось выше, принимается от 300 до 1500 м; время, необходимое для выемки блока, составляет от 15—20 дней до 2 месяцев и более в зависимости от длины блока.

В комплексном графике по суткам отражаются: продолжительность экскавации, ремонтов и перегонов экскаваторов, перемещения железнодорожных путей или перестройки конвейерных линий, время бурения и взрывания скважин.

Комплексный график разбивается на несколько пооперационных графиков, которые уточняют комплексный график. К пооперационным графикам относятся:

1. Суточный график работы экскаватора. График составляется на сутки с почасовой разбивкой.

В графике отражены:

а) погрузка породы экскаватором;

б) взрывные работы (если они производятся в течение суток);

в) прием-сдача смены.

При конвейерном транспорте в графике показывается время, необходимое для удлинения или переноски конвейеров.

2. График на буро-взрывные работы. При продолжительности цикла буро-взрывных работ до одних суток график составляется почасовой с расчленением процесса на отдельные операции: прием-сдача смены, бурение, вспомогательные операции, подготовительно-заключительные операции, заряжание и взрывание скважин.

При продолжительности цикла буро-взрывных работ в несколько суток рекомендуется составлять отдельные суточные графики на бурение и взрывные работы.

3. Почасовой график перемещения железнодорожных путей или удлинения ленточных конвейеров — продолжительностью на весь цикл этих работ.

Пример составления графика показан на рис. 162.

На рис. 162 дается комплексный график на законченный цикл экскаваторного блока.

График составлен для условий работы экскаватора с железнодорожным транспортом.

Основные данные для составления графика:

а) длина блока — 600 м;

б) объем породы со всей длины блока — 180х600 = 108 000 м3;

в) суточная производительность экскаватора — 4000 м3;

г) число дней работы экскаватора на всю длину блока 108000/4000 = 27 дней;

д) режим работы экскаватора — трехсменная работа при прерывной рабочей неделе;

е) режим работы буровых станков — трехсменный при прерывной рабочей неделе. Число суток бурения в неделю — 5. Взрывание производится на шестой день, т. е. в выходной день бригады экскаватора;

ж) организация работ: блок вынимается экскаватором на всю длину, после чего экскаватор останавливается на ремонт. После ремонта экскаватора выемка блока начинается с того конца, где закончилась выемка предыдущей заходки блока, т. е. экскаватор работает без перехода к противоположному концу блока.

Одновременно с ремонтом экскаватора кранами перемещаются железнодорожные пути. Перемещение путей начинается с ближайшего к выезду конца блока и производится в первую смену. Балластировка путей начинается на следующий день.

Блок обуриваются и взрывается на всю длину заходки, после чего, с того конца, где закончилось бурение и взрывание, обратным ходом начинается обуривание новой заходки. Взрывание первой серии скважин новой заходки производится после выемки экскаватором предыдущей заходки до конца. В течение суток экскаватор вынимает часть взорванной породы из новой заходки блока и на освобожденной площадке останавливается на ремонт.

На основании комплексного графика составляется график выходов рабочих всех профессий по забою на месяц и дается сводная таблица технико-экономических показателей работы данного забоя: параметры блока, забоя и бурения; производительность экскаватора и буровых станков; производительность труда; расход материалов; себестоимость.

Суточный почасовой график работы экскаватора, показанного в комплексном графике, приводится на рис. 163.
Организация работы карьера по графику

По этому графику ежесменно на прием и сдачу смены отводится по одному часу в начале смены. Во второй смене второй час смены отводится для взрывания негабаритных кусков породы. Экскаватор грузит в сутки 20 составов емкостью по 200 м3. Время для погрузки — 45 мин., время на обмен порожняка — 15 мин. Всего время работы экскаватора в сутки — 20 час.

График перемещения путей показан на рис. 164. Работы по перемещению путей ведутся в течение трех суток в первую смену. На графике в последовательном порядке показываются: планировка земляного полотна, разбалчивание звеньев, перемещение звеньев кранами, сбалчивание звеньев и черновой ремонт, подъемка и балластировка путей.

Для увязки между собой работы всех вскрышных экскаваторов и отвальных тупиков карьера или одного транспортного направления целесообразно составлять:

1) Месячный график работы всех вскрышных экскаваторов карьера или одного транспортного направления, с указанием дней работы, дней ремонта, дней перехода, резервных дней, дней технологических простоев (перемещение путей), дней зимней консервации.

2) Месячный график работы отвальных тупиков всего карьера или одного транспортного направления, с указанием дней ремонтов экскаваторов на экскаваторных отвалах, дней перемещения железнодорожных путей на экскаваторных и плужных отвалах и резервных дней.

3) Месячный график работы паровозов, с указанием дней работы, ремонта и резерва.

4) Комплексный суточный график работы вскрышных экскаваторов, подвижного состава и отвальных тупиков одного транспортного направления, с указанием взаимозаменяемости экскаваторов и отвальных тупиков в дни ремонта, перестроек, резервных и выходных дней и дней перегонов экскаваторов.

Комплексный суточный график работы экскаваторов, подвижного состава и отвальных тупиков — основной ведущий график работы карьера при перемещении породы в отвалы железнодорожным транспортом.

Кроме перечисленных могут составляться графики на все работы, проводимые в течение месяца общекарьерными группами рабочих, занятых на обслуживании участков и отдельных процессов в карьере.

К таким графикам относятся:

1) единый месячный график по перемещению железнодорожных путей на уступах и отвалах карьера;

2) единый месячный график буро-взрывных работ по всем забоям карьера;

3) единый месячный график ремонта всего горнотранспортного оборудования карьера;

4) график удлинения ленточных конвейеров.

Каждый график состоит из следующих частей: 1) планограммы работ; 2) таблицы технико-экономических показателей; 3) графика выходов рабочих.

На единый комплексный график в карьере целесообразно перевести:

1) все экскаваторы, связанные одним транспортным направлением при транспортировке угля и породы по железной дороге и автомашинами, а также связанные со вскрышными экскаваторами, переведенными на работу по графику, отвальные тупики;

2) все экскаваторы, связанные одним конвейерным подъемом, при конвейерном транспорте;

3) при раздельной выемке породных прослоек и пачек угля — все экскаваторы участка, занятые на выемке угля и породных прослоек;

4) при бестранспортной системе работ — вскрышной экскаватор в комплексе с перевалочными экскаваторами.

5) на участках с перемещением породы от вскрышного экскаватора в отвал отвальным мостом или отвалообразователем — вскрышной экскаватор в комплексе с отвальным мостом или отвалообразователем.

Фактические результаты работы по графику накосятся на плановую планограмму работ и контролируются ею.





Яндекс.Метрика