16.01.2021

Опыт работы стахановцев-экскаваторщиков на угольных карьерах


В настоящее время стахановцы-машинисты, работая на экскаваторах СЭ-3, достигли годовой выработки 1000000—1200000 м3 породы на одну машину.

Достижение такой высокой производительности экскаваторов обеспечивалось:

1. Высококвалифицированным обслуживанием экскаваторов, систематическим повышением квалификации машинистов и их помощников, а также своевременным ремонтом экскаваторов и обеспечением их запасными частями.

2. Высокопроизводительной организацией работ в забое, обеспечивающей сокращение цикла работы экскаватора, устранением простоев по организационным причинам, а также четкой и слаженной работой транспорта.

3. Применением ковшей увеличенной емкости при разработке легких грунтов.

Так, машинист экскаватора треста Коркинуголь П.И. Быков, работая на экскаваторе Уралмашзавода с ковшом емкостью 5 м3 (вместо 3 м3), добился в 1950 г. годовой выработки в 1,5 млн. м3.

Знатный экскаваторщик г. Москвы Пархомчук совместно с инж. Голиненко установили на экскаваторе ЛК-А, вместо стандартного ковша емкостью 0,5 м3, ковш емкостью 1 м3, благодаря чему выработка экскаватора в легких грунтах удвоилась. Знатный экскаваторщик г. Москвы Князев на экскаваторе Э-505 с ковшом увеличенной емкости 0,75 м3, работая в тяжелых глинистых грунтах, за 2,5 месяца выработал 41 тыс. м3, что составляет почти годовую норму.

Эти примеры свидетельствуют о больших резервах производительности экскаваторов.

Изучение опыта стахановской работы машинистов экскаваторов угольных карьеров показывает следующее:

1. Успеху стахановцев способствует своевременная подготовка забоя. Стахановцы при разборке забоя стремятся создать дополнительные обнаженные плоскости в нем, чем облегчают разработку его крепких участков.

2. Работа в разрыхленных грунтах производится стахановцами при малых и средних вылетах рукояти и толщина стружки при этом составляет 360—400 мм, а наполнение ковша достигается при черпании на высоте 3—3,5 м.

При работе экскаватора в массиве черпание производится на полном вылете рукояти при толщине стружки 250—270 мм, с наполнением ковша на высоте 5—5,5 м.

3. Сокращение времени поворотных движений за счет совмещения отдельных операций достигается уменьшением угла поворота экскаватора и торможением платформы экскаватора для разгрузки за 2—2,8 м до места разгрузки.

В 1951 г. стахановские методы труда на угольных карьерах треста Вахрушевуголь позволили увеличить производительность экскаваторов по сравнению с 1950 г. на 16%, при этом в целом по тресту производительность труда увеличилась на 10%. Среднесуточная производительность экскаваторов достигла 4600— 5800 м3.

Такие высокие показатели на вскрыше были достигнуты в результате проведения следующих мероприятий:

1. Перевода всех вскрышных экскаваторов на работу по графику цикличности.

2. Механизации путеперекладочных работ.

3. Своевременной подготовки забоя, благодаря чему экскаваторы были обеспечены взорванной породой на 7—15 дней.

4. Применения узлового способа ремонта, при котором на месте ремонта производится только замена узлов, а их изготовление осуществляется на рудоремонтном заводе. Стахановский опыт работы машинистов экскаваторов В.Н. Криницына и А.И. Андрющенко позволил значительно сократить простои экскаваторов при планово-предупредительном ремонте.

Наиболее высоких показателей работы на угольных карьерах достигли бригады старших машинистов экскаваторов В.Н. Криницина и А.И. Андрющенко. Бригады этих машинистов экскаваторов, работающих на южном и северном вскрышных карьерах треста Вахрушевуголь достигли в 1951 г. наибольшей производительности по карьеру, отгрузив соответственно 1191619 и 1065529 м3 породы, тем самым значительно перекрыв существующие нормы выработки.

Бригады Криницина и Андрющенко работали на верхних вскрышных уступах карьеров, представленных бокситовидными глинами, мягкими аргиллитами и слабыми песчаниками. Вскрыша производилась электрическими экскаваторами Уралмашзавода модели СЭ-3 с ковшом емкостью 3 м3. Средняя высота уступов составляла 10—12 м, ширина заходки в среднем — 16,5 м. Погрузка породы производилась в 40-тонные вагоны-думпкары емкостью 15 м3. Порода транспортировалась из забоя во внешние отвалы, расположенные на расстоянии 4—5 км от карьера. На отвалах работали экскаваторы того же типа (СЭ-3), что обеспечивало достаточную приемную способность отвалов и предотвращало простой поездов.

Высокая производительность экскаваторов, достигнутая бригадами Криницына и Андрющенко, в основном обеспечивалась:

1. Сокращением длительности рабочего цикла экскаватора. Если раньше, при последовательном выполнении элементов цикла (опускание ковша, подъем и напор, поворот), продолжительность его составляла 28—30 сек., то стахановцы-машинисты, путем совмещения поворота наполненного ковша с опусканием его до уровня разгрузки и совмещения поворота ковша после разгрузки с опусканием его в забой, сократили длительность цикла экскаватора до 18—23 сек. Толщина срезаемой стружки или глубина внедрения ковша в породу выбирается так, чтобы полное наполнение ковша было достигнуто к моменту, когда зубья ковша будут на уровне напорного вала. Рукоять в этом случае выдвигается вперед не более чем на две трети ее длины.

2. Полным использованием рабочих параметров экскаватора, т. с. установлением наибольшем ширины заходки, при которой экскаватор без передвижки забирает наибольший объем породы.

3. Соответствующей подготовкой забоя в период вынужденных простоев экскаватора, т. е. во время обмена составов. Экономя рабочее время, машинист экскаватора в течение этого времени выравнивает подошву забоя, производит подгребку породы и дополнительное рыхление ее ковшом. Экскаватор устанавливается в забое в наивыгоднейшем положении, при котором угол поворота от забоя до вагона не превышал бы 90°.

4. Полным использованием емкости транспортных средств при размещении породы в думпкаре путем передвижения ковша вдоль оси вагона.

5. Своевременным проведением планово-предупредительного ремонта машины и тщательным уходом за ней.

6. Работой по оперативным графикам, обеспечивающим четкую и слаженную работу всех звеньев производственного процесса.

Оперативный график рассчитан на период отработки блока на всю длину карьера и включает следующие операции: 1) выемку грунта, 2) крановую перекладку железнодорожного пути на участке блока, 3) завоз и укладку балласта, 4) буровзрывные работы, 5) планово-предупредительный ремонт, 6) переход экскаватора в исходное положение для начала работ в новом блоке, 7) подачу порожняка.

На погрузочные и транспортные операции составляется отдельный график.

Опыт работы карьеров Вахрушевугля показал, что внедрение и строгое соблюдение оперативных графиков обеспечивает резкое повышение производительности экскаваторов, а также транспортного оборудования и других механизмов, связанных с вскрышными работами, т. е. является основой коллективной стахановской работы.

Стахановский опыт работы машиниста экскаватора Л.И. Сазонова. Бригада стахановца машиниста экскаватора СЭ-3 Сазонова разрабатывает 4-й уступ Лапчинского вскрышного карьера треста Вахрушевуголь. В 1951 г. бригада погрузила более 900 тыс. м3 породы.

Породы уступа представлены песчаниками на глинистом цементе с включениями валунов и крупных обломков, что значительно усложняет работу экскаватора. Черпание породы Сазонов производил стружкой толщиной 400 мм, с которой прочерпывал половину забоя по ширине. Получавшаяся в этой части забоя осыпь убиралась второй заходкой с углублением стружки еще на 400 мм. Вторая половина забоя забиралась таким же образок следующей заходкой.

Поворотное движение экскаватора для разгрузки машинист Сазонов совмещает с двумя движениями: на себя, для выведения ковша из забоя, и — от себя, для установки ковша над местом разгрузки. При переводе рычагов на крайние контакты контроллера, контроток почти отсутствует. Это достигается большим мастерством машиниста, который на расстоянии 2,5—3 м от думпкара выводит контроллер в нулевое положение, груженый же ковш по инерции продолжает путь до места разгрузки над думпкаром. Через некоторое время машинист включает обратный поворот, и в этот же момент открывается днище ковша и порода высылается над думпкаром, а экскаватор продолжает поворот к забою; разгрузка ковша в этом случае занимает не более 3 сек. При такой работе угол поворота экскаватора не превышает 120—150°. Машинист экскаватора перед погрузкой породы условно делит забой на три сектора. Порода из ближних к поезду двух секторов грузится им в думпкары, порода же из третьего сектора предварительно, во время смены составов, подгребается ближе к путям.

Л.И. Сазоноз на дно думпкара обычно грузит мелким материал, чтобы создать подушку, предохраняющую дно и борта вагона от повреждении при погрузке крупных кусков породы и валунов.

Стахановский опыт работы машиниста экскаватора Г.А. Елышева. Тов. Елышев работает на экскаваторе с ковшом емкостью 1,5 м3- В 1951 г. он погрузил свыше 900 тыс. г угля, работая на угольном уступе высотой до 34 м.

На участке угольного карьера № 2 треста Вахрушевуголь, где работает Елышев, бурение скважин для рыхления забоя производилось комбинированным станком вращательного бурения.

Во избежание обвала борта станок был приспособлен для бурения наклонных скважин. Взрывание этих скважин обеспечивало постоянную заоткоску борта уступа и безопасную работу экскаватора в высоком забое. Ширина заходки изменялась от 13 до 20 м. Погрузка угля производилась через загрузочную воронку на забойный ленточный конвейер.

Высокая производительность экскаватора была достигнута Елышевым благодаря сокращению продолжительности цикла черпания и высокой организации труда в смене.

В бригаде Г.А. Елышева участковый план добычи угля обычно делился поровну между сменами. Бригады заключали между собой договоры на социалистическое соревнование. Особое внимание обращалось на тщательную приемку и сдачу смены непосредственно на рабочем месте. Экскаватор устанавливался в забой таким образом, чтобы при черпании ковш опускался к развалу угля и не требовалась бы дополнительная зачистка площадки. Наращивание забойного конвейера производилось раз в сутки на длину 6 м. На эту операцию вместо 2,5—3 час. затрачивалось 40—50 мин. Это достигалось участием в работе всей бригады, использованием экскаватора для переноски тяжелых деталей и заблаговременной подготовкой прогонов, роликов, ленты. В результате такой стахановской работы бригада Г.А. Елышева нередко перевыполняла норму в 2,7 раза.

Опыт работы бригады мощного экскаватора ЭШ-10/75. На карьерах треста Вахрушевуголь вскрышные работы ведутся по комбинированной схеме, т. е. порода с верхних пяти породных уступов вывозится железнодорожным транспортом на внешние отвалы за пределы карьера; порода же с нижнего вскрышного уступа, залегающего непосредственно над кровлей пласта, переваливается экскаватором в выработанное пространство. Так как при такой схеме работы порода заваливает откос угольного уступа, то для нормальной эксплуатации карьера необходимо эту породу перелопачивать на расстояние до 170 м от первоначального отвала. Эта работа раньше осуществлялась при помощи трех драглайнов ЭШ-1.

Многократное перелопачивание породы большим количеством экскаваторов экономически невыгодно, поэтому в настоящее время на карьере стали применять мощные драглайны Уралмашзавода ЭШ-10/75 с ковшом емкостью 10 м3 и длиной стрелы 75 м.

Машину в течение смены обслуживает бригада из четырех человек: мастер (машинист), первый помощник (по механической части), второй помощник (по электрической части) и электрослесарь.

Несмотря на то, что освоение экскаватора совпало с наиболее тяжелым временем года в условиях Северного Урала (декабрь—январь), бригады экскаваторов с первых же дней довели суточную производительность экскаватора ЭШ-10/75 до 10 тыс. м3, что превышает проектную производительность машины.

Стахановский опыт машиниста экскаватора П.И. Быкова. Работая машинистом экскаватора СЭ-3 на Коркинском вскрышном карьере, П.И. Быков со своей бригадой систематически перевыполнял план, содержал свой экскаватор в чистоте, забой в порядке и, кроме того, овладел профессией слесаря.

Тщательно изучив работу машинистов и ознакомившись с конструкцией ковша, Быков предложил изменить форму режущей части передней стенки ковша, сделав ее более выпуклой.

Работа на экскаваторе с новым ковшом полностью себя оправдала. У П.И. Быкова при работе ковш не забивался, как раньше, породой, количество циклов увеличилось, и бригада систематически начала перевыполнять план выработки.

Однако, Быков не остановился на достигнутых успехах. Наблюдая за работой экскаваторов, он пришел к выводу, что при существующей мощности электродвигателя можно применить ковш емкостью не 3, а 4—5 м3.

Ковш большей емкости и усовершенствованной конструкции был изготовлен на Уралмашзаводе и выдержал заводские испытания. Новый ковш емкостью 5 M3 был установлен на экскаваторе Быкова.

Стахановская бригада П.И. Быкова, работая на пятикубовом экскаваторе, в 1951 г. выполнила норму выработки, установленную для трехкубового экскаватора, на 141%. Высокий процент перевыполнения норм был обеспечен цикличной работой бригады. Продолжительность цикла у этой бригады составляет 31 сек., из которых на заполнение ковша расходуется 8 сек., на поворот груженого ковша — 10 сек., на разгрузку ковша — 2,8 сек. и на обратный поворот — 10,2 сек.

Высокая производительность экскавации Быковым достигается за счет совмещения выполнения отдельных операций и за счет четкого и своевременного включения и выключения отдельных механизмов экскаваторов, обеспечивающих размеренные и четкие его движения.





Яндекс.Метрика