Карьерные автодороги


Применение автосамосвалов и автотягачей требует устройства специальных дорог, способных выдержать интенсивное (насыщенное) движение автомашин при значительных нагрузках на ось.

Все карьерные дороги могут быть разделены на два основных типа:

1. Дороги на поверхности и в капитальных траншеях.

2. Дороги на уступах и отвалах (дорожные проезды).

Дороги в капитальных траншеях и на поверхности соединяют

карьер с местом разгрузки угля и породы и являются постоянными, т. е. сооружаются на весь срок существования карьера. Эти дороги имеют специальное покрытие.

Дороги на уступах и отвалах перемещаются вслед за подвиганием фронта работ и поэтому не имеют специального покрытия.

Строительство дорог на уступах и отвалах заключается в разбивке дорожной паюсы на уступе или отвале, выравнивании площадки под дорогу и уплотнении поверхности площадки укаткой специальными катками.

На профилировке автодорог используются тракторные струги, грейдеры, дисковые бороны и прочие дорожные механизмы.

Для предохранения от скопления воды на дороге ей придается поперечный уклон 2—3% в сторону канавки. Продольный уклон дорог на уступах и отвалах не должен превышать нормально 4% и в исключительных случаях 5%.

Участки дороги со слабыми грунтами, не допускающими прохождения принятого типа автомашин, должны укрепляться лежневым настилом.

Для поддержания дорог на уступах и отвалах рекомендуется иметь две бригады — одну для работы на уступах, другую для работы на отвалах. Бригады должны располагать необходимым оборудованием (грейдерами, тракторными стругами и катками) для немедленного устранения повреждений дороги.

Движение автомашин на уступах и отвалах может быть в обе стороны или только в одну сторону.

При одной въездной траншее движение автомашин двустороннее; при двух въездных траншеях — движение может производиться в одну сторону по кольцевой схеме. Подача автомашин под погрузку должна производиться в направлении, обратном движению экскаватора, так как в этом случае при погрузке ковш экскаватора не проносится над кабиной водителя.

Элементами постоянной автодороги являются (рис. 138):

а) земляное полотно с проезжей частью;

б) обочины;

в) водоотводные канавки или кюветы.

Ширина проезжен части дороги при одностороннем движении должна быть не менее 3,5 м; при двустороннем движении — не менее 7 м. Радиус закругления дороги при петлевом и спиральном заездах должен быть не менее 20 ж и в исключительных случаях он снижается до 10 м с обязательным ограждением внутренней части дороги стенкой высотой не менее 75 см. При тракторных тягачах радиусы закруглении нормально принимаются 15 м; в исключительных случаях сокращаются до 6 м. На кривых ширина проезжей части дороги несколько увеличивается.

Обочины служат упором для дорожной одежды и временной стоянки машин. Нормально ширина обочин составляет 1,5—3 м.

Проезжая часть постоянных карьерных дорог должна покрываться одеждой из твердых материалов.

Материалами для покрытия дорог служат шлак, гравий, мелкий щебень. Крупность этого материала допускается от 2 до 25 мм. Толщина слоя покрытия дороги должна быть не менее 150—200 мм.

Для лучшего дренажа щебеночное покрытие укладывается на песчаное или каменное основание.

На главных дорогах карьеров покрытие делается из булыжника (мостовое), из колотого камня (шашечное) или асфальтобетонное.

Асфальто-бетонное покрытие укладывается на щебеночногравийное или бетонное основание.

Подъемы (уклоны) автодорог, допускаемые при работе автосамосвалов и тягачей с прицепами приводятся ниже:





Яндекс.Метрика