16.01.2021

Подвижной состав в разработке угольных месторождений


Локомотивы. На угольных карьерах применяется паровая и электрическая тяга.

Паровоз состоит из трех основных частей: котла, паровой машины и экипажа (рис. 130). Паровой котел расположен на раме, по бокам которой укреплены паровые цилиндры. Пар из котла поступает в цилиндры, приводя своим давлением в движение расположенные в этих цилиндрах поршни. Через шатун и кривошип движение поршней передается колесам паровоза.

Ось и колеса паровоза, которые непосредственно связаны с поршнем паровой машины, называются ведущими. Остальные колеса (оси) соединяются с ведущим колесом (осью) при помощи дышел и носят название спаренных или сцепных, в отличие от поддерживающих осей, имеющихся на целом ряде серий паровозов, колеса которых не соединены с поршнем паровой машины паровоза.

Тип паровоза условно обозначается осевой формулой, состоящей из трех цифр, показывающих: а) число передних поддерживающих (так называемых бегунковых) осей, 6) число движущих осей и в) число задних поддерживающих осей, например, паровоз серии Э, имеющий пять движущих осей, имеет колесную формулу 0—5—0.

Запасы воды и топлива, необходимые для питания паровозного котла, помещаются на тендере, который прицепляется сзади паровоза.

В некоторых сериях паровозов запасы воды и топлива помещаются на самом паровозе (танк-паровозы).

В электровозах электрический ток, проходящий через тяговые двигатели, приводит их во вращение, а последние в свою очередь посредством зубчатой передачи приводят в движение колесные пары электровоза.

Так же как и на паровозах, колесные пары, приводимые в движение тяговыми двигателями, называются движущими, а колесные пары, которые не вращаются от двигателей, называются бегунксвыми или поддерживающими.

Электровозы, применяемые на карьерах, чаще всего имеют только движущие колесные пары.

По способу расположения тяговых двигателей электровозы разделяются на две основные группы: с индивидуальным и групповым приводом. При индивидуальном приводе на каждую колесную пару передается вращающий момент от отдельного тягового двигателя (одиночного или сдвоенного). При групповом приводе вращающий момент от одного или двух тяговых двигателей передается нескольким спаренным между собой движущим колесным парам.

Колесные пары электровозов располагаются или в тележках или в жесткой раме. Тип электровоза (колесная характеристика) обозначается числом колесных пар передних поддерживающих, движущих и задних поддерживающих.

В том случае, если у электровозов колесные пары расположены в двух или более тележках, связанных шарнирным соединением, то число колесных пар по каждой тележке пишется отдельно и соединяется знаком +.

Так, у промышленных электровозов IУКП-1 (рис. 131) колесная характеристика обозначается 0—20+20—0. Эти электровозы имеют четыре колесных пары, расположенные в двух двухосных тележках (значок «0» при цифре 2 указывает на то, что каждая колесная пара имеет индивидуальный привод).

Электровоз состоит из механической части, электрического оборудования (тяговые двигатели, вспомогательные машины, электрическая аппаратура) и пневматической системы.

Вагоны. Думпкары являются основным видом вагонов для перевозки вскрышной породы на угольных карьерах.

Применяются на угольных карьерах думпкары двух типов: с поднимающимся бортом и откидывающимся бортом. У думпкаров с поднимающимся бортом (рис. 132) опрокидывание кузова производится по оси хребтовой балки. При помощи рычагов борт думпкара несколько поднимается и груз высыпается в образовавшуюся щель между наклонным полом и поднятым бортом.

В думпкарах с откидывающимся бортом (рис. 133) опрокидывание пола производится по оси вдоль боковых сторон рамы вагона.

У думпкаров с откидывающимся бортом для опрокидывания кузова при разгрузке требуется значительно большая сила, чем у думпкаров с поднимающимся бортом.

На угольных карьерах основным типом думпкаров являются четырехосные 50-тонные думпкары Калининградского завода. Эти думпкары с поднимающимся бортом имеют цельнометаллическую сварную конструкцию, оборудованы автосцепкой, пневматическим и ручным тормозами.

Для перевозки угля на карьерах применяются в основном полувагоны, так называемые гондолы (рис. 134).






Яндекс.Метрика