16.01.2021

Транспортные системы открытой разработки


Транспортные системы разработки в противоположность бестранспортным предусматривают обязательный вывоз вскрыши в отвалы колесным транспортом. По местоположению отвалов транспортные системы разработки разделяют на: а) системы разработки с вывозом вскрыши на внутренние отвалы и б) системы разработки с вывозом породы на внешние отвалы.

В первом случае отвалы располагаются в выработанном пространстве карьера и во втором — местоположение отвалов находится за пределами карьерного поля.

Внутренние отвалы при транспортной системе разработки представляют значительные удобства: а) расстояние транспортировки вскрыши здесь меньше; б) железнодорожные перевозки вскрыши здесь значительно легче; в) отсутствует необходимость в дополнительном отводе площадей земли под отвалы; г) отработанная площадь карьерного поля, после заполнения ее отвалами, может быть восстановлена для лесонасаждения или сельскохозяйственных культур.

Необходимой предпосылкой применения транспортной системы разработки с внутренними отвалами является горизонтальное или пологое (до 10°) залегание угольного пласта.

Транспортные системы разработки имеют у нас наибольшее распространение.

В настоящее время около 85% всей вскрыши угольных карьеров вывозится железнодорожным транспортом. Широкому распространению транспортной системы разработки на угольных карьерах способствовала ее универсальность, позволяющая применять ее на месторождениях при различных условиях залегания угольного пласта и любой крепости породы вскрыши. Тем не менее транспортные системы разработки являются наименее экономичными по сравнению со всеми остальными системами.

Системы разработки с вывозом вскрыши на внутренние отвалы. При этой системе разработки породные составы во время транспортировки вскрыши на отвалы не выезжают из пределов карьера. Вскрышные и отвальные уступы соединены между собой железнодорожными путями так. что последние укладываются с уклоном в сторону движения груза, к отвалу или горизонтально (рис. 93). Такая трассировка железнодорожных путей значительно облегчает работу железнодорожного транспорта и позволяет даже при небольшой мощности локомотива работать составами с большим числом вагонов большой грузоподъемности.

Для размещения породы во внутреннем отвале необходимо иметь свободную площадь выработанного пространства. Это достигается вывозом вскрыши за пределы карьера в начальный период его разработки и разработкой месторождения сразу на всю его мощность.

Месторождения, отрабатываемые постепенно в глубину, внутренних отвалов иметь не могут. Небольшие размеры карьерных полей также не могут обеспечить отсыпку внутренних отвалов железнодорожными составами, так как значительные радиусы закруглений и длина составов не позволяют организовать в этом случае эффективную работу железнодорожного транспорта. Успешная разработка месторождений с вывозом вскрыши на внутренние отвалы зависит от их устойчивости, которая достигается осушением и предотвращением обводнения отвалов при помощи разных дренажных устройств.

Система разработки с вывозом вскрыши на внешние отвалы (рис. 94).

Начало разработки каждого угольного карьера независимо от системы разработки, применяемой в дальнейшем, обязательно производится с транспортировкой вскрыши во внешние отвалы. Эта система разработки имеет в настоящее время наибольшее распространение на угольных карьерах.

Для вывоза вскрыши применяется исключительно железнодорожный транспорт, поскольку расстояние перевозок, ввиду отдаленности внешних отвалов, значительное. Расположение же внешних отвалов в непосредственной близости к бортам карьера не всегда возможно, особенно яри значительной их глубине. В этом случае борта карьера находились бы под дополнительной внешней нагрузкой, что уменьшило бы их устойчивость. Поэтому внешние отвалы располагают на значительном расстоянии от карьера, используя для этой цели естественные склоны и понижения местности, допускающие размещение больших объемов вскрыши в отвалах и нормальное их развитие.

Транспортная система разработки с вывозом вскрыши на внешние отвалы, в отличие от всех других систем, является самой универсальной и может применяться при разработке горизонтальных и крутых месторождений.

При внешних отвалах вывоз груженых составов происходит ка подъем, иногда достигающий до 0,04, что вынуждает применять мощные локомотивы или работать составами небольшой емкости.

Значительная глубина карьера и ограниченные размеры карьерного поля иногда диктуют устройство на рабочих и нерабочих бортах тупиковых и скользящих съездов, которые в процессе отработки борта должны систематически перемещаться.

Отдаленность внешних отвалов, большие подъемы железнодорожных путей в грузовом направлении, наличие породных станций, тупиковых и скользящих съездов чрезвычайно усложняют организацию перевозок вскрыши к внешним отвалам, уменьшают производительность породных локомотивов (составов) и снижают вследствие этого эффективность данной системы разработки.

В этом случае повышение эффективности и пропускной способности вскрышного железнодорожного транспорта обеспечивается бесперебойным движением в капитальных траншеях, быстрой разгрузкой породных составов на отвалах и ускоренным обменом составов у погрузочных пунктов экскаватора.

Сокращение времени на бесперебойное движение породных составов достигается устройством вскрышной капитальной траншеи на два пути — грузового и порожнякового.

Беспрепятственный прием и разгрузка на отвалах породных составов обеспечиваются наличием достаточного количества отвальных тупиков, механизацией и правильной организацией отвального хозяйства. Для сокращения времени на обменные операции у погрузочных пунктов предусматриваются разъезды (рис. 95, б) или обменные тупики (рис. 95, а).
Транспортные системы открытой разработки

Для обеспечения независимой работы на уступе нескольких экскаваторов необходимо для каждого экскаватора иметь отдельный погрузочный тупик, который вливается в главный откаточный путь, укладываемый на всю длину фронта работ уступа. При работе двухпортальных или с боковой отгрузкой многочерпаковых экскаваторов по уступам укладываются железнодорожные пути в две колеи, которые почти исключают время на обмен составов.

При транспортных системах разработки стремятся, насколько позволяют условия, работать породными составами большой емкости, так как это уменьшает количество и общее время обменов и увеличивает тем самым производительность локомотивосоставов и экскаваторов.

Отработка уступов при транспортной системе разработки должна производиться по возможности широкими заходками, так как это уменьшает количество передвижек железнодорожных путей и объем трудоемких путевых работ.

Условия вывозки вскрыши на внешние отвалы при транспортных системах разработки являются тяжелыми и трудоемкими. Однако эти затруднения могут в значительной степени устраняться правильной и четкой организацией работы железнодорожного транспорта на карьерах.

В некоторых случаях применяется система разработки с вывозкой вскрыши во внутренние и во внешние отвалы. Такой порядок возможен при разработке горизонтальных месторождений с двумя или более пластами угля. При этом порода, покрывающая верхний пласт (внешняя вскрыша), направляется во внешние отвалы, а порода междупластий (внутренняя вскрыша) размещается в выработанном пространстве. Последнее сокращает наиболее громоздкие и трудоемкие транспортные перевозки. Транспортная система разработки применяется в тех случаях, когда не вся порода может быть размещена в выработанном пространстве и часть ее должна быть вывезена во внешние отвалы. Полагается из карьера вывозить только ту породу, которую невозможно разместить в выработанном пространстве.





Яндекс.Метрика