Колесные скреперы


Колесный скрепер (рис. 72) является прицепным снарядом, работающим с гусеничным трактором. Он представляет собой землеройную машину, предназначенную для набора, транспортировки и выгрузки породы. Скрепер не требует транспортного оборудования и специального оборудования для вывозки и укладки породы в отвалы.

Колесные скреперы выпускаются с ковшами емкостью от 2,25 до 15 м3. В угольной промышленности скреперы используются на строительстве и эксплуатации карьеров, выполняя работы по проходке траншей, съездов, нарезке новых уступов, зачистке кровли угольного пласта, а также на вскрыше.

Эти машины широко применяются на строительстве каналов, а также для планировочных работ, разработки котлованов, возведения дорожных насыпей, сооружения дамб и плотин.

Колесные скреперы различаются:

1. По типу ковша. Различают три основных конструкции скреперных ковшей: цельносовковую, совковую с откидным днищем и раздвижную или телескопическую.

2. По способу разгрузки скреперы делятся на три группы:

а) с разгрузкой вперед путем опрокидывания ковша;

б) с разгрузкой назад путем опрокидывания ковша;

в) с разгрузкой путем перемещения задней стенки ковша.

3. По способу управления скреперы делятся на две группы — с тросовым и гидравлическим управлением. Тросовое управление применяется для скреперов любой емкости, гидравлическое — для скреперов емкостью не более 12 м3. Наибольшее распространение имеет тросовое управление. При этом управлении скрепер может работать при низких температурах; максимальная глубина резания и толщина разравнивания у него больше, чем у скрепера с гидравлическим управлением.

4. По количеству осей скреперы подразделяются на одноосные и двухосные. Одноосные скреперы на двух колесах имеют емкость ковша не более 5,5 м3, на четырех колесах — до 9,5 м3. Эти скреперы работают в виде поездов в составе двух, трех машин, прицепленных к одному тягачу. Двухосные скреперы имеют 4, 6 и 8 колес, из них соответственно 2 передних и 2 задних, 2 передних и 4 задних и 4 передних и 4 задних колеса.

На угольных карьерах чаще всего применяется скрепер типа Д-147 с ковшом емкостью 6 м3, выпускаемый заводом им. Колющенко Министерства строительного и дорожного машиностроения России. Скрепер Д-147 — двухосная машина на пневматических баллонах. Перемещается скрепер трактором С-80 при помощи тягового дышла.

На тракторе установлена двухбарабанная лебедка, при помощи которой тросами производятся необходимые операции по управлению скрепером.

Выгрузка грунта из ковша у этого скрепера производится путем выдвижения его задней стенки.

Техническая характеристика скрепера Д-147 приводится ниже.


Для перемещения скреперов и стругов применяются гусеничные тракторы и одноосные быстроходные тягачи. Для тяжелых условий открытых горных работ наиболее пригодны гусеничные тракторы.

Гусеничные тракторы отличаются большой проходимостью и способностью преодолевать крутые подъемы. Благодаря этим качествам трактора обеспечивается движение груженого скрепера по коротким выездным траншеям со вскрышных уступов, а также по неуплотненным породам на отвалах. Поэтому эти машины наиболее пригодны для открытых работ, где они не требуют сооружения специальных дорог, что имеет большое значение при подвижном фронте горных работ.

Для скреперов применяются тракторы различной мощности, которая зависит в основном от емкости ковша скрепера. Данные о зависимости мощности тракторов от емкости ковша скрепера приводятся ниже.

По скорости движения различают тракторы быстроходные и тихоходные.

Быстроходные тракторы передвигаются со средней скоростью 15—20 км в час, тихоходные — со скоростью не более 5 км в час.

Наибольшая сила тяги требуется при наборе породы в ковш. Этому условию лучше других отвечают тихоходные тракторы. Такие тракторы применяются при транспортировке скрепера на расстояние не более 500 м. При небольших подъемах к одному трактору возможно прицепить два скрепера, что повышает производительность агрегата на 60—80%.

Для работы со скрепером применяется трактор ЧТЗ С-80, краткая техническая характеристика которого приводится ниже.

При увеличении расстояния транспортировки до 1—1,3 км применяют в условиях мягких пород быстроходные одноосные тягачи, транспортирующие груженый скрепер со скоростью до 20 км/час. Эти тягачи имеют шарнирное соединение со скрепером, что позволяет упростить конструкцию двухосных скреперов за счет удаления передней оси, роль которой выполняется осью тягача.

В тех случаях, когда мощный скрепер работает в крепких породах и тяговых усилий одного трактора-тягача бывает недостаточно, применяют толкачи.

Толкачи могут применяться как при одиночной, так и групповой работе скреперов. В этом случае скреперы транспортируются одним трактором, но при наборе грунта в помощь транспортному трактору применяют трактор-толкач (рис. 73). Применение двух скреперов и трактора-толкача при коротких расстояниях дает увеличение производительности до 70—80% на каждый скрепер.

При спаренной работе скрепера и толкача скорости их движения должны быть одинаковы.

Толкач при загрузке скрепера бывает занят 1,5—2,0 минуты, поэтому он может использоваться для обслуживания нескольких скреперов. Для этого необходимо работы организовать так, чтобы промежуток времени между загрузками скреперов был достаточен для перехода трактора-толкача от одного скрепера к другому.

Применение тракторов-толкачей во время набора грунта скрепером способствует улучшению технологического процесса работы скрепера, дает возможность увеличить толщину срезаемой стружки грунта, сократить путь набора грунта и добиться большего наполнения ковша скрепера.

Предварительное рыхление грунта рыхлителем (рис. 74) или тракторными плугами также способствует улучшению работы скрепера.

К управлению скреперами допускаются квалифицированные трактористы, прошедшие специальные курсы по эксплуатации скреперов.

Машинист скрепера несет личную ответственность за правильность обслуживания машины, за ее состояние и эффективное использование трактора и скрепера в свою смену.

Машинист скрепера должен уметь: самостоятельно определять неисправности его в работе, разбирать и собирать части двигателей и механизмов, качественно их ремонтировать и регулировать.

Управление скрепером осуществляется машинистом с его рабочего места при помощи рычагов лебедки, установленной на тракторе.

Работа скрепера заключается в следующем (рис. 75). Когда скрепер подходит к месту срезки породы, передняя заслонка 1 поднимается, ковш 2 опускается; при движении скрепера нож 3 ковша врезается в породу, срезает ее и тем самым производит заполнение ковша (рис. 75, а). Толщина срезаемого слоя в зависимости от характера породы составляет 0,15—0,30 м.

Заполнив ковш, скрепер переводят в транспортное положение (рис. 75, б), при котором ковш поднимается и передняя заслонка, опускаясь, закрывает наполненный ковш.

На месте отсыпки породы ковш скрепера опускается, передняя заслонка приподнимается и приводится в действие задняя стенка ковша 4 (рис. 75, а), которая, двигаясь в полость ковша, выталкивает из него породу и производит разгрузку (рис. 75, в и г) ковша. После разгрузки ковша задняя стенка ковша возвращается в исходное положение, передняя заслонка опускается и ковш поднимают в транспортное положение. После этого скрепер возвращается к месту разработки породы.

Таким образом, полный цикл работы скрепера состоит из операций набора, транспортировки, выгрузки породы, возвращения в забой.

Продолжительность рабочего цикла зависит от: а) длины пути набора и выгрузки породы; б) длины пути из забоя на выгрузку и обратно; в) скоростей, при которых происходит набор породы, выгрузка и следование в пути; г) продолжительности различного рода разрывов между отдельными операциями.

В целях производительной работы скрепера все указанные выше операции со скрепером машинист должен выполнять на ходу трактора, так как при остановке последнего эффективность работы скрепера снижается.

Скреперы находят применение в условиях рыхлых, мягких и плотных пород, не требующих буро-взрывного рыхления.

Производительность скрепера зависит от емкости ковша, расстояния транспортировки, плотности пород, профиля пути, мощности транспорта и скорости движения скрепера.

Производительность скрепера в зависимости от расстояния перемещения пород приведена в табл. 19.

Нормы выработки для скреперов емкостью 5 и 6 м3, работающих в сцепе с трактором С-80 при разработке грунтов I и II категорий, приводятся в табл. 20.





Яндекс.Метрика