Тракторные струги (бульдозеры)
Тракторные струги на карьерах являются основными машинами, позволяющими механизировать труд на вспомогательных работах. К работам, выполняемым тракторными стругами, относятся:
1) зачистка кровли угольного пласта;
2) планировка трассы железнодорожных путей;
3) снижение высоты уступов;
4) уборка недомыва при гидромеханизации вскрышных работ;
5) разработка породы при транспорте ее гидроспособом;
6) расчистка кустарника и мелколесья;
7) корчевка пней;
8) срезка растительного слоя и мохового покрова.
Струг представляет собой простой конструкции землеройную машину (рис. 70). Рабочим органом струга является плужный лемех (отвал), который монтируется непосредственно на тракторе, а иногда на автомашине или автотягаче.
Рабочий орган — лемех представляет собой несколько вогнутый по радиусу стальной лист, к нижней части которого прикреплен стальной нож. Лемех, опущенный несколько ниже уровня рабочей площадки, при движении трактора вперед углубляется в грунт и снимает его тонкими стружками.
Струги имеют тросовую или гидравлическую систему управления. На открытых горных работах широко применяется тросовая система управления.
В машинах с тросовым управлением лемех врезается в грунт под влиянием собственного веса.
Струги с гидравлическим управлением имеют принудительное давление лемеха, обеспечивающее равномерное резание грунта.
Высота подъема лемеха у машин с тросовым управлением достигает 900 мм, что важно при прохождении препятствий.
Машины одного и того же размера и назначения с тросовым управлением легче машин с гидравлическим управлением.
Конструктивная простота и возможность работы при низких температурах дают тросовому управлению преимущество перед гидравлическим.
В горной промышленности для разработки и перемещения мягких и разрыхленных грунтов применяются преимущественно струги Д-157 с тросовым управлением. Они монтируются на тракторах ЧТЗ С-80. Вал отбора мощности трактора используется для приведения в действие лебедки системы тросового управления.
Основными частями струга являются (рис. 70): рабочий орган (лемех с ножом) 1, толкающая рама 2, верхняя рама 3 с системой блоков 4, 5, 6 для троса и лебедка 7.
Одним из лучших тракторов, изготовляемых в России, является трактор ЧТЗ С-80, который широко применяется со стругом в самых различных условиях. Трактор С-80 по развиваемым усилиям превосходит лучшие заграничные модели такой же мощности. При коротких дистанциях, на которых приходится работать трактору с лемехом, он передвигается преимущественно на первых трех скоростях, так как при наборе грунта и его транспортировке развивать большие скорости нецелесообразно.
Трактор С-80 развивает следующие скорости:
а) при наборе и транспортировке грунта до 2,16 км/час;
б) при движении без груза задним ходом 8,65 км/час;
в) при движении без груза задним ходом на небольших расстояниях на 2-й или 3-й скорости 3,6—5,15 км/час.
Струг требует тщательного и постоянного ухода за его отдельными механизмами. От качества ухода и грамотного обслуживания зависит исправное состояние струга и высокая его производительность.
Стахановская работа может быть организована только на тракторном струге, содержащемся в порядке.
Струг в каждой смене обслуживается одним машинистом.
Машинистами стругов могут быть лица, сдавшие экзамен и получившие соответствующие права для работы на этих машинах.
Машинист струга несет персональную ответственность за правильность обслуживания, за состояние и полноценное использование, за своевременный ремонт струга и за правильность эксплуатации струга, а также за соблюдение правил техники безопасности.
Управление рабочим органом — лемехом струга и трактором при тросовой системе осуществляется с площадки машиниста.
Полный цикл работы струга состоит в разработке 1 (наборе), перемещении 2 и разгрузке грунта 3 (рис. 71). Для выполнения этого полного цикла работы осуществляются следующие операции: 1) опускание лемеха и, установка его в необходимое положение; 2) разработка грунта лемехом; 3) транспортирование грунта к месту разгрузки; 4) разгрузка грунта по месту доставки и 5) холостой пробег с поднятым лемехом.
По окончании работы струга удаляется грунт, оставшийся на лемехе и ноже, и очищаются все части струга от пыли и грязи.
Производительность струга в основном зависит от объема передвигаемого лемехом грунта и продолжительности полного оборота машины, которая зависит от расстояния транспортирования грунта и скорости движения машины.
С наибольшим эффектом струги работают на коротких расстояниях при перемещении грунта под уклон.
Данные о производительности этих машин в зависимости от расстояния, уклона и подъема приведены в табл. 16.
Производительность струга в зависимости от расстояния и скорости машины приведена в табл. 17.
Из приведенных данных видно:
1. Влияние длины транспортировки на производительность машин при малых полигонах сказывается больше, чем при больших полигонах. Так, при увеличении длины транспортировки с 10 до 20 м производительность падает примерно на 40%, при увеличении же длины с 60 до 70 м — на 14%.
2. Наиболее высокой производительности струг достигает при транспортировке на расстоянии 10—40 м.
Данные о сменной и годовой производительности стругов приведены в табл. 18.
Высокопроизводительная работа струга в основном зависит от машиниста. Последний должен правильно устанавливать рабочий орган, сокращать время на холостые пробеги, повороты и т. д.
Для того чтобы работать производительно, машинист тракторного струга должен в совершенстве изучить машину и полностью ее освоить. Ему необходимо знать все особенности и способы производства работ этой машиной.
Прежде всего во время работы машинист должен стремиться к полной загрузке лемеха. Перемещение незагруженной машины приводит к перерасходу топлива и преждевременному изнашиванию ее частей. Для полной загрузки лемеха необходимо в процессе работы своевременно приподнимать или опускать лемех, не переходить к транспортировке грунта до полной загрузки лемеха и следить за правильной установкой угла резания.
Уменьшению потерь грунта способствуют повышенные скорости в перемещении грунта по одной и той же трассе. Машинист должен выбрать наиболее удобный путь для перемещения грунта (более короткий и с большим уклоном) и не допускать, чтобы это путь засыпался и загружался посторонними предметами. Высокий эффект в работе может дать умение машиниста сокращать время на повороты, переключение скоростей и на холостой пробег. Сокращение времени на холостой пробег достигается за счет возвращения машины по более удобному пути. Для этого целесообразно несколько удлинить холостой пробег за счет уменьшения уклонов, что в свою очередь позволит увеличить скорость машины. Сокращение времени на набор грунта также значительно уменьшает продолжительность цикла работы машины.
В каждом отдельном случае машинист должен учитывать характер грунта и при его наборе работать на скорости, наиболее пригодной для данной категории грунтов.
- Производительность многочерпаковых экскаваторов
- Рабочие размеры многочерпаковых экскаваторов
- Условия применения многочерпаковых экскаваторов
- Общие сведения о многочерпаковых экскаваторах
- Производительность одноковшевых экскаваторов
- Способы работы одноковшевых экскаваторов
- Рабочие размеры одноковшевых экскаваторов
- Условия применения одноковшевых экскаваторов
- Общие сведения об одноковшевых экскаваторах
- Способы проходки траншей