Производительность многочерпаковых экскаваторов


Производительность многочерпаковых экскаваторов, так же как и одноковшевых, зависит от многих факторов, к числу которых относятся: а) емкость черпаков, б) число опоражниваний черпаков в минуту; в) степень наполнения черпаков грунтом; г) разрыхление грунта; д) относительная крепость породы; е) толщина снимаемой стружки; ж) скорость движения черпачной цепи; з) использование экскаватора по времени; и) направление черпания — верхнее или нижнее и к) опыт и квалификация машиниста экскаватора.

Емкость и число разгружаемых черпаков в единицу времени оказывает преимущественное влияние на производительность экскаваторов; при большем числе разгрузок и при большей емкости черпаков производительность экскаватора будет выше.

Число разгрузок в современных экскаваторах колеблется:

а) для экскаваторов с черпаками 1000—2000 л и для плотных пород (тяжелые глины, мел и мергель) от 18 до 25;

б) для экскаваторов среднего типа с черпаками 500—1000 л и для пород средней плотности (слабые глины, суглинки и супески) от 25 до 30;

в) для малых экскаваторов с черпаками емкостью до 400—500 л и для легких грунтов (сыпучие пески) от 30 до 40.

Обычно многочерпаковые экскаваторы конструируются так, что более крупные из них с большей емкостью черпаков имеют более высокую производительность. Однако бывают случаи, когда экскаватор с большей емкостью черпаков имеет производительность ниже, чем экскаватор с черпаками меньшей емкости.

Например, экскаватор с черпаками емкостью 1000 л имеет теоретическую производительность 1500 м3/час, а экскаватор с черпаками емкостью 700 л — 1540 м3/час.

Объясняется это тем, что первый экскаватор строился для разработки тяжелых, плотных пород, в силу чего число разгрузок черпаков принято для него 25 в минуту, второй экскаватор предназначен для разработки легких грунтов с числом разгрузок черпаков в минуту — 35.

Для получения при плотных породах более толстой стружки, более легкого отделения ее от целика, быстрого и лучшего наполнения черпаков последние оснащаются зубьями из марганцовистой стали.

В рыхлых и сыпучих породах наполнение черпаков происходит на 100% и более на сравнительно коротком пути черпания, а при нижнем черпании мягкого или рыхлого угля наполнение черпаков иногда повышается до 200%. Для расчетов производительности экскаваторов заполнение черпаков в зависимости от крепости пород принимается для угля 60—90%, песка, мелкого гравия и рыхлых пород 70—90% и плотной глины, мергеля или мела 40—80%.

Производительность многочерпакового экскаватора данной конструкции зависит главным образом от использования его во времени — в течение смены, суток, месяца или года и определяется организацией работы карьерного транспорта и всего карьера в целом. Экскаваторы, работающие на конвейер транспортно-отвального моста или на отвалообразователь, используются лучше экскаваторов, приспособленных для погрузки составов на двух путях, а последние — лучше экскаваторов, предназначенных для погрузки поездов на одном пути. Экскаваторы, работающие с погрузкой на транспорт, используются во времени более производительно при круговой подаче порожняка под погрузку, чем экскаваторы, работающие при тупиковой подаче порожняка.

Большое значение имеет для эффективного использования многочерпаковых экскаваторов опыт и квалификация машиниста экскаватора. В зависимости от физических свойств породы машинист следит за равномерным наполнением черпаков, регулируя толщину и ширину снимаемой черпаками стружки путем соответствующего поднятия или опускания черпачной рамы и увеличения или уменьшения скорости передвижения экскаваторов вдоль уступа. Совмещением указанных операций машинист достигает удовлетворительного наполнения черпаков и получения достаточной производительности экскаватора. Наличие твердых включений (валунов) в разрабатываемом уступе вызывает часто простои экскаватора из-за аварий черпачной рамы, получающихся вследствие неосмотрительного черпания указанных включений. Опытный машинист в таких опасных местах поднимает раму, избегая тем самым ее поломки.

Валуны подлежат обязательному удалению из забоя, причем крупные валуны, для облегчения такого удаления, должны быть подработаны экскаватором по возможности с двух сторон. Для предупреждения заклинивания валуна в направляющем желобе черпачной рамы и разрыва черпачной цепи валун необходимо удалить из черпака.





Яндекс.Метрика