16.01.2021

Способы проходки траншей


Существует два основных способа проходки траншей:

а) транспортный способ проходки, когда порода от проходки вывозится за пределы траншеи на значительное расстояние в железнодорожных вагонах или автотранспортом;

б) бестранспортный способ, при котором порода от проходки траншеи размещается на одном или обоих ее бортах.

В отдельных случаях траншеи проходят обоими указанными способами.

Выбор способа проходки траншеи производится в зависимости от ее размеров, от типа применяемого для этой цели оборудования и от характера горных пород, в которых производится проходка траншеи.

При транспортных способах проходки траншей выемка пород может производиться одноковшевыми и многочерпаковыми экскаваторами.

Одноковшевыми экскаваторами-механическими лопатами проходка траншей осуществляется сплошным забоем или послойно.

Сплошным забоем проводятся траншеи ограниченных размеров, когда экскаватор с одного места стояния может производить выемку породы по всей ширине забоя (рис. 35 и 36).

В этом случае погрузка и вывозка породы производятся в подвижной состав, располагаемый на борту траншеи.

Проходка траншеи сплошным забоем экскаваторами-механическими лопатами с подачей железнодорожных вагонов под погрузку по подошве траншеи на угольных карьерах применяется очень редко в связи со сложностью организации транспорта и большой трудоемкостью путевых работ. Этот способ может применяться при условии использования на вывозке породы большегрузных автомашин, так как автомашины могут подаваться под погрузку к экскаватору почти без перерыва (рис. 36).

Однако применение автомашин целесообразно при проходке траншеи в крепких породах, когда атмосферные осадки не влияют на состояние проезжей части автодороги в траншее.

Наличие же в подошве траншеи глинистых пород будет вызывать при длительных дождях, ливнях и снеготаянии прекращение работы автотранспорта, а тем самым и проходки траншеи.

Высота забоя экскаватора-механической лопаты в траншее, так же как в уступах, не должна превышать более чем в полтора раза высоту его черпания при разрыхленных буро-взрывными работами крепких породах и должна быть не более высоты его черпания при мягких породах (§ 29 ПТЭ).

Наименьшая ширина траншеи понизу при этом способе про ходки должна обеспечивать нестесненный поворот экскаватора на 180° во время погрузки подвижного состава.

Нормальное обеспечение экскаватора порожняком при проходке траншеи сплошным забоем и увеличение благодаря этому его производительности и темпов проходки достигаются расположением подвижного состава под погрузку (железнодорожных вагонов или автосамосвалов) на борту траншеи (рис. 35).

Здесь отсутствует необходимость расформирования железнодорожных составов, и вагоны подаются под погрузку без расцепки; последовательная подача под погрузку автосамосвалов здесь также более удобна. Погрузка подвижного состава осуществляется в этом случае специальным экскаватором, с удлиненной стрелой и рукоятью.

Наибольшая глубина траншеи здесь определяется высоток разгрузки экскаватора и высотой подвижного состава.

При проходке траншей с верхней погрузкой в подвижной состав на борту траншеи применяется экскаватор с удлиненными рабочими размерами, производительность которого ниже экскаватора с нормальной стрелой и рукоятью.

Проходка траншей сплошным забоем при помощи экскаваторов драглайнов (рис. 37) производится в тех случаях, когда глубина траншеи больше высоты разгрузки механической лопаты или когда ширина траншеи понизу недостаточная для установки в ней механической лопаты. Глубина черпания драглайна в 1,5—2 раза больше высоты разгрузки таких же по мощности механических лопат. Например, драглайн ЭШ-1 имеет глубину черпания около 20 ж, в то время как высота разгрузки механической лопаты СЭ-3 составляет 6,7 м, а механической лопаты с удлиненным оборудованием СЭ-3у — 14 м.

Недостатком проходки траншеи драглайнами является необходимость точной наводки его ковша над подвижным составом.

Кроме того, проходка траншей драглайнами возможна в мягких или хорошо разрыхленных буро-взрывными работами крепких породах.

Если размеры поперечного сечения траншеи настолько большие, что пройти ее одним сплошным забоем не представляется возможным, то применяют так называемую послойную проходку (рис. 38). При этом способе проходка траншеи осуществляется отдельными заходками I, II, III, IV и V, отрабатываемыми в последовательном порядке. Вначале экскаватор отрабатывает заходку I (рис. 38) с погрузкой породы на пути А, уложенные на борту траншеи; когда заходка I пройдена на всю длину траншеи, рельсовый путь А переносят на подошву отработанной заходки I в положение Б. Затем экскаватор производит выемку заходки II с верхней погрузкой на пути Б, при выемке заходки III погрузку производят на пути В, при выемке IV заходки погрузку производят на пути Г и при выемке V — на пути Д.

Высоту каждой заходки и величину опускания путей устанавливают в зависимости от высоты разгрузки экскаватора и высоты подвижного состава — автомашин или железнодорожных вагонов.

Проходка траншей многочерпаковыми экскаваторами производится обычно в случаях, когда эти экскаваторы в последующем используются при эксплуатации данного месторождения. Необходимым условием применения многочерпаковых экскаваторов на проходке является наличие хорошо осушенных мягких пород и относительно ровной поверхности земли на площади траншеи. Наличие на указанной площади неровностей требует предварительной ее планировки, поскольку работа гусеничных или рельсовых многочерпаковых экскаваторов при установке их на неровной поверхности вообще невозможна.

Перемещаясь на спланированной поверхности вдоль верхнего контура борта траншеи, экскаватор производит черпание сначала при горизонтальном положении черпачной рамы, затем постепенно ее опускает, как видно на рис. 39.

После проходки траншеи по всей длине на полную глубину черпания производится передвижка экскаватора и железнодорожных откаточных путей на длину планирующего звена черпачной рамы в направлении, перпендикулярном к оси траншеи.

Путем последовательных передвижек экскаватора в указанном направлении траншее придается необходимая ширина. Траншеи неглубокие, не превышающие глубины черпания экскаватора, проходятся за один слой.

Траншеи большого поперечного сечения при большой глубине проходятся многочерпаковыми экскаваторами послойно с последовательным опусканием экскаваторов и железнодорожных путей на вновь образованную площадку нижнего слоя.

Этот способ проходки целесообразно применять при больших объемах работ ввиду значительной производительности, которую могут развивать многочерпаковые экскаваторы даже небольших и средних моделей (до 500—600 м3 породы в час).

д) Бестранспортные способы проходки траншей производятся преимущественно драглайнами, реже механическими лопатами и еще реже многочерпаковыми экскаваторами. Сущность этого способа заключается в размещении экскаватором на одном или обоих бортах траншеи всей породы, получающейся от проходки.

Так как при бестранспортном способе проходки железнодорожных вагонов или автосамосвалов для вывозки породы от проходки траншеи совсем не требуется, то этот способ является наиболее эффективным.

При этом способе коэффициент использования экскаватора достигает 0,9—0,95 и производительность его высока, поскольку здесь отсутствуют простои экскаватора в ожидании порожняка; при транспортных способах проходки траншей сплошным забоем коэффициент использования экскаватора снижается до 0,35—0,40.

В результате высокой производительности экскаватора скорость проходки траншеи здесь значительна.
Способы проходки траншей

При бестранспортном способе проходки траншей драглайнами последние могут устанавливаться или по оси траншеи и размещать породу на обоих бортах траншеи (рис. 40), или ближе к нерабочему борту траншеи и располагать на нем же отвал породы (рис. 41, а), или за несколько последовательных заходок, как указано на риг. 41,б. Указанные положения драглайна по отношению к оси траншеи зависят от глубины и ширины траншеи и от рабочих размеров драглайна (глубины черпания и радиуса разгрузки), позволяющих отрабатывать траншею по всему поперечному сечению.

Если же разместить породу от проходки траншеи на ее бортах, как указано на рис. 40, не представляется возможным, то применяют проходку с переэкскавацией породы (рис. 42).

В таких случаях экскаватор-драглайн с положения I разрабатывает первоначальную траншею сечением I и укладывает породу от проходки в отвал А. Затем экскаватор переходит в положение II и перелопачивает породу из отвала А в отвал Б, освобождая место для укладки породы от следующей заходки 2. Отработка дополнительного сечения 2 траншеи производится с положения III с укладкой породы в отвал В.

На практике проходка траншей с переэкскавацией часто производится двумя драглайнами, один из которых работает на выемке, а другой — на перелопачивании. Проходка траншеи драглайнами производится в мягких или хорошо разрыхленных крепких породах.

Бестранспортные способы проходки механическими лопатами имеют применение при проведении траншей на косогоре или при проходке первоначальных (пионерных) траншей небольшой глубины и ширины, поскольку ограниченные высота и радиус разгрузки экскаватора-механической лопаты не позволяют укладывать породу на борт траншеи при большом ее поперечном сечении.

В тех случаях, когда поперечные размеры траншеи позволяют проходить ее бестранспортным способом с применением драглайна или механической лопаты (рис. 43), то следует отдать предпочтение механической лопате, поскольку производительность ее на 30—40% выше драглайна при одинаковой с ним емкости ковша.

Наиболее эффективно применение механических лопат при бестранспортном способе проходки траншей на косогоре (рис. 44), так как в этом случае проходка производится экскаватором с нормальными рабочими размерами.





Яндекс.Метрика