Платино-палладиевые месторождения в породах верлит-габбровой и перидотит-пироксенит-норитовой формаций


Платиновометальное оруденение месторождений этих формационных типов сконцентрировано в сульфидных медно-никелевых рудах. Поскольку региональные и локальные критерии прогнозирования для таких месторождений детально рассмотрены далее, ниже будут охарактеризованы только дополнительные локальные критерии, относящиеся сугубо к платиновометальному оруденению. В них учтены общие закономерности распределения платиновых металлов в сульфидных медно-никелевых рудах, которые установила О.Е. Юшко-Захарова: 1) палладий всегда преобладает над платиной, так же как и более легкие металлы группы платины (Ru, Rh) преобладают над тяжелыми (Os, Ir); 2) степень концентрации платиновых металлов в общем пропорциональна обогащенности руд медью; 3) относительно более высокие содержания платины характерны для пирротиновых, а палладия для халькопиритовых руд.

Ниже излагаются критерии прогнозирования платино-палладиевых месторождений для каждого из выделенных подтипов рассматриваемых формационных типов.

Hopильский подтип. Месторождения этого подтипа характеризуются самым высоким содержанием в рудах платиновых металлов. Они устанавливаются во всех промышленных типах сульфидных медно-никелевых руд, слагающих рудные тела (сингенетические и эпигенетические) в нижних частях массивов, представленных плагиоклазовыми одивинитами и пикритовыми габбро, и в зоне экзоконтакта, причем распределены в них крайне неравномерно. Однако в размещении концентраций различных металлов группы платины отмечается определенная закономерность. Повышенные содержания платины и особенно палладия отмечаются в сплошных существенно медных рудах: талнахитовых, кубанитовых и халькопиритовых, слагающих фланги залежей и висячие бока рудных жил. В пирротин-пентландитовых рудах, локализующихся преимущественно в центральной части залежей, самостоятельные минералы платины встречаются редко, зато здесь отмечаются наиболее повышенные концентрации рутения, родия и отчасти осмия и иридия. В рудах внеинтрузивных залежей, где наблюдается тенденция возрастания медистости руд по мере удаления от экзоконтакта, также характерны повышенные концентрации платиновых минералов. Причем только в этих рудах отмечается самая низкотемпературная обогащенная висмутом и теллуром собственно палладиевая минерализация.

Печенгский подтип. Содержание платиновых металлов в Печенгской группе месторождений во много раз ниже, чем в Норильской. Платиновометальное оруденение отмечается преимущественно в халькопирит-пентландит-пирротиновых рудах залежей, размещенных вдоль нижних контактов массивов (эпигенетические руды). Основная часть платиновых металлов содержится в виде изоморфной примеси как в рудных, так и нерудных минералах. В пирротине и серпентине обнаружены только два самостоятельных минерала платины — самородная платина и сперрилит. Наряду с отмеченным в печенгских рудах наблюдается относительно повышенное по сравнению с другими месторождениями содержание родия. Минералом концентратором его является пирротин.

Таким образом, наиболее перспективными на обнаружение промышленных концентраций платиновых металлов являются месторождения норильского подтипа. На основании изложенного предлагается следующий дополнительный критерий их прогнозирования: приуроченность повышенных концентраций платино-палладиевой минерализации к богатым медью флангам рудных залежей в пределах массивов и к наиболее отдаленным от массива частям рудных тел в зоне экзоконтакта.

Мончегорский подтип. Здесь сульфидное медно-никелевое оруденение приурочено к нижним частям массивов, сложенных пачкой слоистых пород гарцбургит-пироксенитового состава. Вкрапленные сингенетические руды преимущественно пентландит-халькопирит-пирротинового состава слагают так называемые «донные залежи» и характеризуются особенно низким содержанием минералов платиновых металлов. Преобладают среди них собственно платиновые минералы (самородная платина, нигглинт). Повышенные концентрации платиновых металлов связаны с эпигенетическими сульфидными рудами, залежи которых вблизи нижних контактов массивов приурочены к зонам смятия и дробления, а в центральных частях — к системе крутопадающих рудных жил. Среди последних эти руды размещаются преимущественно среди перидотитов, по мере приближения к подошве массива в них увеличивается содержание меди. Платино-палладиевая минерализация отмечается в составе наиболее поздней существенно медносульфидной ассоциации совместно с теллуровыми и висмутовыми минералами. Распространена эта ассоциация незначительно, главным образом в приподошвенной части массивов. Среди минералов группы платины преобладают минералы палладия.

В соответствии с изложенным можно утверждать, что при локальном прогнозировании наибольшее внимание заслуживают эпигенетические богатые медью сульфидные руды в приподошвенной части массивов.

Бушвелдский подтип. Отличительной особенностью этого подтипа является концентрация платиноидов с подчиненными сульфидами меди и никеля в определенном горизонте. В Бушвелдском дополите, обладающим гигантскими размерами и четкой расслоенностью слагающих его ультраосновных и основных пород, такой горизонт (риф) носит имя Г. Meренского.

Риф Меренского расположен в нижней части Бушвелдского лополита и разделяет две его зоны: Критическую, сложенную норитами, переслаивающимися с пироксенитами, перидотитами, анортозитами и хромититами, и Главную, существенно габбро-норитовую. Общая мощность рифа Меренского около 150 м. Главным носителем платинометального оруденения является грубозернистый полевошпатовый бронзитит (слой Риф), содержащий тонкие пласты хромита. Мощность слоя колеблется от 0,5 до 5,5 м при протяженности свыше 300 км. Повышенные концентрации платиновых металлов приурочены к нижнему и верхнему контактам слоя Риф вблизи и между тонкими пластами хромита. С платиноидами тесно ассоциируют сульфиды никеля и меди. Максимальное содержание платиноидов обычно встречается в базальной хромитовой полосе, а максимальное содержание сульфидов непосредственно выше ее.

По запасам платиноидов риф Меренского не имеет себе равных. Отдаленно по масштабам оруденения к этому месторождению приближается платиноносный пироксенитовый слой Великой Дайки Южной Родезии, который еще не стал объектом промышленной эксплуатации.

В нашей стране нет полных аналогов лополитам Бушвелда и Великой Дайки Родезии. Тем не менее при изучении древних крупных расслоенных массивов перидотит-пироксенит-норитовой формации с полным набором пород необходимо учитывать следующий локальный критерий прогнозирования платино-палладиевой минерализации бушвелдского подтипа: наличие слоя полевошпатовых бронзититов с прослоями хромититов и сингенетической вкрапленностью медно-никелевых сульфидов, в кровле критической зоны.

Кроме пластовых платиноносных тел в Бушвелдском лополите известны месторождения платины, связанные с зональными трубообразными пегматитондными телами. В разрезе лополита они располагаются ниже рифа Меренского и занимают секущее положение но отношению к расслоенности пород критической зоны. Промышленная платиновая минерализация приурочена к гортонолитовым дунитам, которые слагают ядра (стержни) трубообразных тел в виде монолитной породы или многочисленных скоплений в форме линз, шлиров и гнезд среди обычных дунитов. Гортонолитовые дуниты прослежены на глубину до 270 м при поперечном сечении их выходов от 12 до 24 м. Кроме того, платиновая минерализация известна в пегматоидных телах в связи с ксенолитами хромитов, содержащимися как среди обычных, так и гортонолитовых дунитов. Пo составу оруденения месторождения в рассмотренных трубках занимают промежуточное положение между уральскими и медно-никелевыми. Максимальные содержания платиновых металлов отмечалось в связи с ксенолитами хромитов (10 г/т и более).

В соответствии с изложенным благоприятным признаком на обнаружение рассмотренного типа платинового оруденения в расслоенных перидотит-пироксенит-норитовых массивах является наличие в пределах критической зоны трубообразных пегматоидных тел дунитов, содержащих высокожелезистые (гортонолитовые) дуниты и обособления хромитов.





Яндекс.Метрика