Использование ритмичного строения вулканогенно-осадочных и осадочных толщ при прогнозировании стратифицированных и стратиформных месторождений меди


При описании факторов и критериев прогноза свинцово-цинковых месторождений отмечалось, что рудоносные образования занимают определенную позицию в структуре осадочных и вулканогенно-осадочных комплексов. Сходные закономерности проявляются и для медных месторождений.

В частности, рудоносная формация в Кодаро-Удоканской зоне входит в состав карбонатно-терригенного комплекса отложений мощностью свыше 7 км. Разрез имеет четко ритмичное строение и общую регрессивную структуру, обусловленную последовательным увеличением роли песчаных (флишевых и молассовых) формаций в составе все более поздних ритмов. Таких ритмов три: нижний, кодарский мощностью свыше 1700 м сложен внизу терригенными, а вверху — терригенно-карбонатными формациями (трансгрессивная последовательность); средний, чипинский мощностью около 2500 м сложен терригенно-карбонатным рядом формаций также в трансгрессивной последовательности; верхний, кеменский ритм мощностью от 2500 до 3500 м с симметричной (центробежной) структурой, обусловленной расположением песчаной молассовой формации в средней части ритма, которая в обе стороны по разрезу сменяется флишевыми (алевролито-песчаными) формациями.

В общих чертах сходный карбонатно-терригенный разрез имеет рудоносный комплекс в Джезказганском районе. Нижний ритм (D2fr2? — C1t1) с трансгрессивной последовательностью формаций имеет мощность 650 м вблизи палеоподнятий и более 2500 м в прогибах, в основании его разреза развита вулканогенная моласса. Средний ритм (C1t—v) имеет мощность 1000—2000 м, структура его центробежная, обусловленная преобладанием в средней части терригенных песчаных отложений, а внизу и вверху — терригенно-карбонатных. Верхний, рудоносный ритм (С2-3?) сложен пестроцветной терригенной формацией, но простиранию замещающейся песчаной молассой, и имеет мощность 600—1000 м, а в прогибах и более. В южном направлении мощность всех стратиграфических подразделений существенно-возрастает.

Таким образом, как в Удоканском, так и в Джезказганском районах основное оруденение сосредоточено во флишевых груборитмичных отложениях третьего ритма мощных карбонатно-терригенных комплексов с общей регрессивной структурой, в зонах довольно резкого изменения мощностей всех стратиграфических подразделений, но без явных угловых несогласий внутри комплекса.

Месторождения приуральского типа занимают иное положение в разрезе, располагаясь над соленосными толщами, в четвертом или еще более высоком ритме мощностью значительно менее 1000 м. С этими важными характеристиками разреза, а также с неконтрастной ритмичностью формации увязывается слабая продуктивность месторождений приуральского типа. Таким образом, исследование ритмичности имеет большое значение для отличия близких по составу, но обладающих неравноценной перспективностью рудоносных формаций.

Размещение рудоносных спилит-кератофир-туфосланцевой и дацит-липарит-туфосланцевой формаций, контролирующих медно-цинково-колчеданные и полиметаллически-колчеданные месторождения, характеризуется теми же закономерностями: они приурочены ко второму или третьему ритмам мощных вулканогенно-осадочных комплексов, мощность рудоносных ритмов находится в пределах 2,5—1 км. В ритмах меньшей мощности обычно располагаются жильные и штокверковые так называемые эпитермальные золотополиметаллические месторождения, а в ритмах большей мощности (обычно это первые ритмы в осадочно-вулканогенных комплексах) — серноколчеданные месторождения, часто с кобальтом и никелем. Ритмам, контролирующим медно-цинково-колчеданные месторождения, обычно свойственна гомодромная (регрессивная) последовательность формаций, а ритмы с полнметаллически-колчеданными месторождениями чаще имеют антидромную (трансгрессивную) направленность в смене формаций.

При прогнозировании может использоваться фактор «зональных рядов» месторождений. Медно- и полиметаллически-колчеданные месторождения в вулканогенных формациях, медные и полиметаллические месторождения в «черносланцевых» формациях в пределах геосинклинальных трогов нередко составляют латеральные и вертикальные ряды (табл. 11): от оси трогов к бортам наблюдается переход от серноколчеданных к медно-цинково-колчеданным и полиметаллически-колчеданным, от медистых сланцев (с кобальтом) к медистым песчаникам (Кодаро-Удоканская зона).

Для большинства стратифицированных и стратиформных медных месторождений перспективные площади выделяются как полосы сочленения геосинклинальных комплексов с консолидированными глыбами: платформами, более древними складчатыми областями, срединными массивами, внутригеосинклинальными поднятиями — островными дугами и микроконтинентами.














Яндекс.Метрика