Основные черты сходства и различий между пластовыми месторождениями свинца и цинка различных формационных типов


Приведенные материалы показывают, что свинец и цинк раздельно или совместно, с медью или без нее образуют промышленные концентрации практически во всех осадочных и вулканогенно-осадочных формациях — в карбонатных, флишевых терригенных, терригенно-карбонатных, вулканогенно-терригенных и вулканогенно терригенно-карбонатных, а в вулканогенных — от основного-среднего до среднего-кислого состава. Однако в молассах крупные месторождения все же встречаются редко (в бывш. СССР не известны).

Сравнение намеченных формационных типов месторождений позволяет заключить, что уральский и алтайский типы месторождений характеризуются наибольшей устойчивостью ассоциаций рудных элементов и их соотношений.

В месторождениях, связанных с вулканогенно кремнисто-терригенно-карбонатными формациями, отношение свинца к цинку варьирует от 1:5 до 5:1; медь либо отсутствует, либо ее содержится в 10—50 раз меньше, чем свинца.

В месторождениях, связанных с «черносланцевыми» (терригенными флишевыми) формациями, отношение содержаний трех элементов — меди, свинца и цинка — варьирует также в широких пределах. Известны как существенно барит-свинцовые месторождения (Саурей), цинковые (Амурское), свинцовоцинковые с преобладанием цинка (Рассохинское), медно-свинцово-цинковые с почти равным соотношением трех элементов (Маунт-Айза в Австралии), медно-цинковые (Кызыл-Дере на Кавказе, Берра-Берра, Лондон, Бойд, Чероки в штате Теннесси, США) и почти чисто медные (Успенское, Белла в Казахстане). Наиболее широкие вариации отношения свинца и цинка свойственны месторождениям в карбонатных и терригенно-карбонатных формациях, а существенные запасы и содержания меди по отношению к цинку и свинцу связаны с пестроцветными формациями.

Для всех формационных типов пластовых месторождений проявляется стратиграфический контроль оруденения. В стратифицированных месторождениях, кроме того, проявляется соответствие структуры осадочных ритмов минерально-геохимической зональности. В то же время общая последовательность в смене минеральных типов руд сохраняется в большинстве пластовых месторождений. Эта последовательность выражается следующим обобщенным рядом: магнетит —> пирротин —> пирит —> халькопирит —> сфалерит —> галенит —> барит борнит халькозин самородная медь —> окислы и гидроокислы марганца —> окислы железа. В стратиформных месторождениях ряд обычно прямой, тогда как в стратифицированных может быть прямым и обратным в зависимости от структуры рудоносной формации.

В многоярусных месторождениях расстояние между рудными телами в разрезе соответствует средней мощности осадочных ритмов. Мощность рудных тел в ряде случаев имеет тот же порядок, что и мощность ритма.

Как в стратифицированных, так и в стратиформных месторождениях нередко отмечается устойчивая связь рудных тел с определенными, чаще всего краевыми фациями формаций, с зонами максимально быстрого изменения их мощности. Особенно четко проявленная связь рудных тел стратифицированных месторождений с определенными фациями обусловливает скачкообразное «перемещение» рудных тел по стратиграфическому разрезу в направлении «миграции» благоприятных фаций, необязательно в глубь прогибов.

Для стратиформных месторождений зависимость расположения рудных тел от фаций менее четкая, так что по латерали конкретные рудные тела могут располагаться в различных горизонтах и типах пород, а иногда и в разных формациях. Такое «перемещение» чаще всего наблюдается в сторону от палеоподнятий, в глубь прогибов и соответственно в стратиграфически более высокие горизонты.

Одновременно с «перемещением» рудных тел в стороны от палеоподнятий наблюдается упрощение их морфологии, уменьшение роли секущих рудных тел, в ряде случаев — снижение интенсивности подрудных гидротермально-метасоматических преобразований, появление тонкополосчатых руд, признаков эксгаляционно-осадочного рудообразования.

Руды нередко образуют лентообразные тела значительной длины, расположенные в пределах рудоносной поверхности периодически, с устойчивым или закономерно меняющимся шагом.

Отмеченные закономерности находят широкое применение при оценке глубоких горизонтов и флангов известных месторождений, в определении пространственной ориентировки рудных тел и их связности в складчатых формах.

Вместе с тем наличие на оцениваемой территории потенциально перспективной формации является необходимым, но еще не достаточным фактором положительной оценки. Так, рифовая доломитовая формация широко развита в ордовикских отложениях Иркутского амфитеатра, однако известная здесь свинцово-цинковая минерализация не образует промышленных концентраций. Подобные примеры можно умножить. В этой связи особое значение приобретает выявление закономерных связей рудоносных формаций с формационными рядами определенного типа.





Яндекс.Метрика