Золотоносные метасоматиты Северной Монголии


Северная часть Восточной Монголии, выделяемая под названием Хэнтейского рудного пояса, является наиболее важной золотоносной провинцией страны. Известные месторождения золота представлены преимущественно россыпями. Меньшее распространение имеют жильные месторождения и рудо-проявления, принадлежащие к малосульфидной золото-кварцевой формации. В последнее время в этом регионе выявлен новый морфологический тип золотого оруденения той же формации — метасоматиты в зонах интенсивного рассланцевания и трещиноватости (штокверковые зоны). Коренные рудопроявления золота в Хэнтее изучены слабо. Проведенные работы являются, по существу, первой попыткой систематизации золотоносных метасоматитов этого района.

Размещение и магматический контроль оруденения. Золотое оруденение распространено в пределах региона неравномерно. Устанавливается известная симметрия в расположении золотоносных территорий Хэнтея относительно «батолитового ядра» ареала раннемезозойского магматизма. Золотое оруденение развито главным образом в северных частях зоны гипабиссальных интрузий, окаймляющей «батолитовое ядро» ареала (Хэнтейскнй рудный пояс), сменяясь в ее южной части редкометальным оруденением.

По количеству известных проявлений золота ведущая роль принадлежит территории северо-западного Хэнтея, заключенной между Ергольским и Баянгольским глубинными разломами системы Монголо-Охотского линеамента. Золотоносность района связана с интрузиями раннемезозойской габбро-гранитной («контрастной») ассоциации, названной нами ергольской. Она объединяет как самостоятельные габброидные и гранитные интрузивы простого строения, так и сложно построенные («полифазные») габбро-гранитные массивы. Золотоносными являются интрузивные массивы, в строении которых непременно участвуют гранитные и основные породы. Обычно в их составе выделяются: 1) амфиболовые авгитсодержащие габбро-диориты и диориты ранней фазы; 2) аляскитоидные существенно калиевые граниты главной интрузивной фазы, сопровождаемые жильными телами аплитов и пегматоидов. В некоторых массивах породы главной фазы представлены амфибол-биотитовыми гранитами гибридной фации; 3) двуслюдяные и мусковитовые турмалинсодержащие существенно натровые граниты и гранит-порфиры заключительных фаз внедрения. Гранитоиды заключительных фаз внедрения сопровождаются кварцевыми жилами, зонами прожилкового окварцевания, березитов и апосланцевых метасоматитов. Завершается развитие «контрастной» ассоциации внедрением даек габбро-порфиритов и лампрофиров. Глубина формирования полифазных интрузий примерно составляет 1,5—4 км.

Рудные тела находятся чаще всего внутри массивов, либо в их экзоконтактовых зонах на незначительном удалении от контакта. Иногда они совмещаются с роями даек пестрого состава, имеющих тот же набор и близкую к отмеченной выше последовательность формирования пород.

Околожильные метасоматиты. Рассмотрим околожильную зональность одного из наиболее изученных и характерных проявлений золота Северной Монголии. Золотосодержащие кварцевые жилы залегают в среднезернистых слабопорфировидных роговообманково-биотитовых гранитах, переходящих в апикальной части массива в более лейкократовые и кремнекислые разновидности. В жильной серии выделяются мелкозернистые граниты, гранит-порфиры и спессартиты.

Граниты массива в той или иной мере изменены послемагматическими процессами. Наиболее типичный парагенезис слабо измененного гранита: кварц + альбит + мусковит + микроклпн + биотит + хлорит + пирит с акцессорными сфеном, цирконом, апатитом и реликтами роговой обманки, плагиоклаза, магнетита. Мусковит (серицит) развивается по плагиоклазу и отчасти биотиту, хлорит — по роговой обманке и биотиту, магнетит замещается пиритом. При нарастании интенсивности процесса появляется кальцит, исчезает сфен, обособляется рутил. В более измененных гранитах биотит и хлорит замещаются мусковитом, а полевые шпаты мусковитом и кальцитом (плагиоклаз), либо мусковитом и кварцем (микроклин), последний замещается интенсивнее, чем альбит. Таким образом, сначала разлагаются темноцветные и калиевые минералы исходного гранита. Общую зональность, возникающую при таких условиях замещения, схематически можно представить следующим образом:
Золотоносные метасоматиты Северной Монголии

Внешние зоны (1—3) имеют площадное развитие. С зоны 4 начинается собственно околожильная оторочка интенсивно измененного гранита. Внешняя граница этой зоны четкая и легко устанавливается при полевых наблюдениях. Ширина оторочки интенсивно измененной породы составляет 10—20 см. В ней, за исключением реликтовых зерен микроклина, отсутствуют калиевые минералы исходного гранита. Внутренняя призальбандовая часть оторочки мощностью 5—10 см отвечает типичному парагенезису березитов

Судя по реакционным отношениям минералов в призальбандовой части оторочки замещение направлено к образованию кварцевой зоны:

Исходный гранит по своему химическому составу близок к среднему щелочноземельному граниту Р. Дэли, отличаясь от него несколько меньшей щелочнометальностью и большей насыщенностью натрием. Наиболее существенное изменение в балансе вещества при березитизации — вынос кремнезема из внутренней околожильной оторочки и увеличение в ней содержания СО2, Н2О. Максимальные содержания последних устанавливаются в призальбандовой зоне околожильных метасоматитов. Здесь же во внутренней части зоны, непосредственно примыкающей к кварцевой жиле, наблюдается и резкое увеличение содержания золота (рис. 31).

Рассмотренная метасоматическая колонка представляет собой обычный пример березитизации.

В оторочке интенсивно измененных околожильных пород (зоны 4—8) изобарический тип процесса, характерный для метасоматитов площадного распространения, по-видимому, меняется на обычный для большинства околорудных метасоматитов изохорический. Различие в числе минералов двух внешних зон (1 и 2) при одинаковом числе инертных компонентов может быть обусловлено фиксированным отношением активностей двух виртуальных вполне подвижных компонентов в первой из них. От типичных случаев рассмотренная колонка отличается некоторыми особенностями подвижности компонентов: большей подвижностью калия по отношению к натрию и железа — к магнию. Эта особенность режима компонентов и соответствующая ей большая устойчивость натрового полевого шпата по сравнению с калиевым, по-видимому, характерна для процессов кислотной стадии в гранитах золотоносной ассоциации района и практически не зависит от состава исходного гранита.

Из приведенных данных следует, что околожильные метасоматиты в золотоносных гранитоидах формируются в условиях высокой активности углекислоты и серы в минералообразующей среде. Осаждение золота в зоне с максимальным содержанием этих компонентов может быть связано с распадом сложных золотосодержащих комплексов при взаимодействии растворов с вмещающими породами. Очевидно также, что, по крайней мере, часть золота осаждается в процессе березитизации вмещающих гранитов, и это обстоятельство необходимо учитывать при оценке золотоносности массивов.

Мусковитовые граниты. При оценке золотоносности гранитоидов особого внимания заслуживают слабоизмененные породы внешних зон колонок березитизации. Весьма интересны мусковитовые граниты, широко распространенные среди лейкократовых фаций гранитоидов «контрастной» ассоциации и отличающиеся по составу от слабоизмененных амфибол-биотитовых гранитов. В частности, для лейкократовых гранитов и аплитов апикальной части рассмотренного выше золотоносного массива типичны следующие парагенезисы:

Плагиоклаз в них замещен псевдоморфозами альбита и мусковита, биотит — мусковитом, а магнетит — пиритом. Образование подобных мусковит-альбитовых гранитов с вкрапленностью пирита особенно характерно для гранитоидов заключительной фазы «контрастной» ассоциации. Отсутствие в них хлорита и карбоната, очевидно, обусловлено более низкими содержаниями магния и кальция в исходных гранитах.

Замещение отдельных зерен альбита ассоциацией кварца и мусковита показывает, что мусковит-альбитовые граниты представляют внешнюю зону одной из колонок мусковит-кварцевого замещения, характерных для грейзенов. Действительно, по облику, структуре и химическому составу мусковит-альбитовые фации лейкократовых гранитоидов полифазных интрузий чрезвычайно похожи на соответствующие породы грейзенизированных массивов. Однако в отличие от последних для них не типичен флюорит, постоянно присутствует пирит. Мусковит характеризуется чрезвычайно низкими, по сравнению с мусковитами грейзенизированных гранитов, содержаниями редких щелочных элементов и фтора. Тенденция к обеднению гранитофильными редкими элементами отчетливо выявляется при сопоставлении мусковитовых гранитов золотоносной ассоциации с близкими по минеральному и химическому составу гранитами грейзенизированных массивов. Эти особенности мусковит-альбитовых гранитов рассматриваемого типа свидетельствуют об их формировании в условиях относительно низкой активности фтора в послемагматических растворах и высокой активности серы и углекислоты.

Метасоматиты штокверковых зон. Зоны контролируются участками интенсивного рассланцевания и трещиноватости в гранитах и вмещающих сланцах. Ширина их выхода измеряется метрами и десятками метров, протяженность — сотнями метров и первыми километрами. В целом строение зон крайне неоднородное. Обычно полосы интенсивного рассланцевания и метасоматического преобразования пород в поперечном сечении зон чередуются с участками малоизмененных пород, имеющими тектонические ограничения.

Интенсивность изменений неодинакова и зависит главным образом от густоты кварцевых прожилков. Внутренний рисунок зон прожилкового окварцевания обычно сложный, расположение взаимно пересекающихся кварцевых прожилков, как правило, не подчиняется определенной системе трещин. Метасоматиты имеют невыдержанный состав. Так, в штокверковых зонах гранитных массивов наряду с новообразованными кварцем, серицитом, альбитом, пиритом и карбонатами присутствуют слабо измененные реликтовые минералы: микроклин, олигоклаз, эпидот, хлоритизированный биотит. Нередко устанавливаются относительно простые ассоциации: кварц+мусковит с пиритом, арсеиопиритом и турмалином, развивающиеся по лейкогранитам и ультракремнекислым гранит-порфирам.

Минеральный состав метасоматитов штокверковых зон в сланцах крайне разнообразен, но в связи со слабой обнаженностью детально не изучен. Отметим, что наиболее важным элементом таких зон являются участки развития кварц-серицитовых метасоматитов, в которых мелкозернистый «сахаровидный» кварц ассоциируется с серицитом, пиритом, а также небольшими количествами карбоната и апатита. Иногда вместо кварц-серицитовых метасоматитов развивается зона «послойного» прожилкового окварцевания с мелкозернистым или гребенчатым кварцем, включающим рассеянную вкрапленность пирита, арсенопирита и золота. Нередко отмечаются также эпидот-хлорит-кварцевые образования с актинолитом или без него.

Полученные данные показывают, что минеральные парагенезисы штокверковых зон (особенно в гранитах) имеют сходство с парагенезисами метасоматитов жильных проявлений. Распределение золота в штокверковых зонах неравномерное. Независимо от состава исходного материала (сланцы, граниты) повышенные концентрации золота приурочены к участкам, наиболее насыщенным кварцевыми прожилками, причем содержания золота в околожильных метасоматитах нередко имеют более высокие значения, чем в самих кварцевых жилах. Отмечены также случаи более высоких концентраций золота в штокверковых телах, по сравнению с жильными проявлениями.

Штокверковым зонам (зонам «минерализованных разломов») принадлежит важная роль в формировании ряда россыпных месторождений Северной Монголии. Безусловно они заслуживают внимательного изучения и как потенциальный источник коренного золота.

Из особенностей золотоносных интрузий северо-западного Хэнтея важное значение имеют непосредственная и тесная связь золоторудных проявлений с поздними гранитными фазами раннемезозойской интрузивной «контрастной» ассоциации и устойчивый парагенсз гранитоидов с габброидами. Своеобразие послемагматического развития гранитоидов габбро-гранитной ассоциации заключается в преимущественном развитии фаций высокой активности углекислоты, серы и, по-видимому, хлора. То обстоятельство, что геохимическая специфика золотоносных метасоматитов достаточно отчетлива уже в слабо измененных породах — двуслюдяных и мусковитовых гранитах внешних зон колонок березитизации подтверждает их важное значение при оценке рудоносности интрузий. Как потенциальный источник золота большого внимания заслуживают также метасоматиты штокверковых зон в гранитах и сланцах.





Яндекс.Метрика