Эксплуатация подъемных машин


При каждой подъемной машине должны иметься следующие документы:

1) две шнуровые книги: одна для занесения результатов осмотра освидетельствования и испытания канатов; другая для занесения результатов осмотра, проверки, ремонтов, аварий и повреждений подъемной машины, подъемных сосудов, шкивов и т. п. (кроме каната);

2) журнал для машинистов, в котором отмечается работа подъема за смену, прием и сдача смены;

3) паспорт подъемной машины;

4) общий установочный чертеж;

5) детальная схема тормозного устройства;

6) коммутационная схема;

7) инструкция для машиниста.

Схема тормозного устройства, коммутационная схема и инструкция для машиниста должны быть вывешены в машинном помещении под стеклом в рамках.

Кроме приведенных выше должны соблюдаться следующие условия:

1. На всех действующих горизонтах (приемных площадках) шахты должны быть устроены околоствольный двор и обходная выработка для прохода с одной стороны шахты на другую в обход подъемных отделений шахты.

Запрещается переход людей через подъемные отделения ствола. На всех горизонтах шахты перед стволами должны быть установлены предохранительные решетки для предупреждения перехода людей через подъемное отделение.

2. Околоствольные дворы и устья шахт должны быть хорошо освещены. В здании подъемной машины должно быть предусмотрено кроме нормального освещения еще и аварийное, независимо от общей осветительной сети шахты.

3. В стволах шахт, по которым запрещены подъем и спуск людей, пользование подъемными установками разрешается только лицам, занятым на ремонте и осмотре этих стволов.

4. У всех посадочных пунктов и в машинных помещениях должны быть вывешены объявления с указанием: фамилии лица, которому поручен надзор за подъемом и спуском людей; времени, когда производится подъем и спуск людей по сменам; числа человек для одновременного поднятия и опускания в клети; применяемых сигналов.

Фамилию лица, ответственного за спуск и подъем людей, управление шахты обязано письменно сообщить местному инспектору Государственной горнотехнической инспекции (ГГТИ).

5. Если одновременно происходит посадка или выход людей с нескольких этажей многоэтажной клети, то на каждой приемной площадке должен находиться: в околоствольном дворе — стволовой, а на поверхности — рукоятчик.

Получив сигналы с соответствующих этажей и от стволового, рукоятчик должен дать сигнал машинисту.

При углубке или проходке ствола сигналы машинисту должны подаваться проходчиками через рукоятчика.

6. Одновременно подъем и спуск рабочих с нескольких горизонтов допускаются лишь при условии двойной сигнализации, указывающей, с какого горизонта подан сигнал (например, световой и звуковой).

7. Подъемная машина должна быть снабжена самопишущим указателем скорости движения сосудов.

Диаграмма скоростей должна сохраняться в течение 6 мес.

8. Для обслуживания подъемных машин должны назначаться лица, имеющие производственный стаж в шахте не менее двух лет, сдавшие экзамены на право управления подъемной машиной и прошедшие трехмесячную стажировку по управлению подъемной машиной под руководством опытного машиниста.

Каждого машиниста должен персонально утверждать начальник шахты.

9. В часы спуска и подъема смены рабочих в машинном отделении должен находиться кроме дежурного еще и запасной машинист.

10. О всех замеченных повреждениях машинист должен сообщить главному механику шахты и записать в специальную книгу, причем должно быть указано не только, когда были обнаружены повреждения, но и когда была остановлена подъемная машина и длительность остановки. Причины повреждения и меры, принятые для его устранения, должен записать главный механик в ту же книгу.

Проверка подъемной машины производится в следующие сроки:

1. He реже одного раза в 15 дней должна производиться проверка правильности работы предохранительного тормоза и всех выключателей путем искусственного переподъема при замедленной скорости.

2. He реже одного раза в 6 мес подъемная машина должна подвергаться технической проверке.

При проверке обязательно опробование всех основных функций машины и противоаварийной защиты ее, в том числе работы предохранительного тормоза, системы аварийного выключения электрической части машины, концевого выключения, центробежного выключения, ограничения скорости, защиты от износа тормозных колодок и ретардирующего устройства (при системе Г—Д).

3. He реже одного раза в год должна производиться маркшейдерская проверка правильности установки направляющих шкивов, вертикальности средней плоскости их желобов и горизонтальности осей вращения.

Испытания и осмотры подъемных установок, согласно п. 1 и 2 должны производиться главным механиком шахты или его помощником и результаты этих испытаний должны заноситься в соответствующие книги.

4. He реже одного раза в два года каждая подъемная установка, служащая для спуска и подъема людей, должна быть подвергнута проверке главным механиком треста или его заместителем с участием государственного горнотехнического инспектора и с привлечением специалистов по подъемным установкам от соответствующих организаций.

В программу работы этой комиссии, помимо опробования машины в соответствии с п. I, 2 и 3, входят:

а) проверка состояния подъемных сосудов, проводников в стволе шахты, парашютов, прицепных устройств, канатов, направляющих шкивов, копра и подъемных машин;

б) ознакомление с записями в книгах по надзору за подъемными установками;

в) проверка коммутационной схемы машины;

г) проверка технического состояния и правильности использования всей предохранительной, регулирующей и регистрирующей аппаратуры;

д) изучение режима работы подъемной установки, проверка его в отношении допускаемой загрузки машин и соответствия нормам;

е) проверочный подсчет тормозного момента, развиваемого рабочим и предохранительным тормозами, определение средних замедлений, получаемых при предохранительном торможении, выявление характеристики работы тормоза;

ж) проверка знаний обслуживающего персонала свойств обслуживаемой машины, назначения отдельных, наиболее ответственных аппаратов и признаков их неисправности;

з) составление акта проверки подъемной установки (в акте должны быть отмечены обнаруженные неисправности и указаны пути и срок их устранения).

Особое внимание следует уделять осмотру каната под первым зажимом (от коуша) и на коуше. Первый зажим должен иметь закругления с целью уменьшения напряжений в канате.

Надзор за подъемными сосудами также должен быть весьма тщательным. Надо проверять заклепочные и сварные швы: первые —

простукиванием, вторые — внешним осмотром или при помощи дефектоскопов. Необходимо проверять наличие поручней, лаза в крыше клети, съемных дверей, состояние зазоров между вагонетками и клетью, а также зазоры между подъемными сосудами и крепью ствола шахты.

Испытание парашютов должно производиться не реже одного раза в 6 мес.

При проверке парашютов надо проверять все зазоры. Степень износа деталей определяется замером.

Испытание парашютов производится в три стадии:

1. Проверка действия парашютов при напуске каната. Для этого клеть ставят на кулаки (или брусья) и производят напуск каната. Пружина при этом разжимается и приводит в действие захваты. Необходимо проверить отсутствие зазоров и ход главной штанги (ход не должен быть более 0,75 максимального хода).

2. Проверка действия парашютов на защемляющую способность. Клеть устанавливается на настил, вынимается нижний палец коуша и производится подъем клети (на цепях) вверх на 500—700 мм, затем опускается вниз. Путь до остановки должен быть в пределах 200—400 мм.

3. Испытание парашюта. Для этого надо иметь разъединительное приспособление (специальный крюк), при помощи которого клеть, поднятая на высоту 1—1,5 м, сбрасывается вниз на настил. Путь подъема также не должен превышать 200—400 мм.

Все испытания производят по два раза: один раз для клетей без груза, другой — с гружеными вагонетками.

В парашютах типа ПТК проверка по п. 1 и 2 производится без протяжки амортизационных канатов. Протяжка для случая, указанного в п. 3 (груженая клеть), должна превышать в 1,25—1,3 раза высоту свободного падения ловителя.

Если при испытаниях все нормы выдержаны, парашют допускается к дальнейшей эксплуатации, в противном случае необходимо произвести ремонт и после него повторные испытания. Для настройки амортизаторов надо пользоваться заводской инструкцией.

Все подъемные канаты вертикальных и наклонных подъемов (за исключением канатов на грузовых наклонных подъемах с уклоном менее 30°) должны быть перед навеской испытаны на канатно-испытательных станциях. Такая проверка производится повторно через каждые 6 мес. Для испытания каната отрезается его конец длиной не менее 1,5 м. Для повторных испытаний каната отрезается кусок такой же длины над последним жимком запанцировки. Канат снимается и заменяется другим, если при повторном испытании его запас прочности окажется ниже 7-кратного — для исключительно людских подъемов, 6-кратного — для грузолюдских подъемов, 5-кратного — для грузовых подъемов.

Каждый подъемный (головной) и уравновешивающий (хвостовой) канаты должны ежесуточно тщательно осматриваться при скорости движения не более 0,3 м/с. При этом определяется общее число оборванных проволок по всей длине каната. Еженедельно должен производиться дополнительный осмотр канатов, при котором подсчитывается число обрывов проволок на одном шаге свивки в наиболее поврежденных местах. Если при осмотре окажется, что на каком-либо участке, равном шагу свивки, число оборванных проволок достигает 5 % общего числа проволок в подъемном канате и 10 % — в хвостовом, то канат должен быть заменен другим.

На каждую подъемную установку для спуска и подъема людей должен иметься испытанный и годный для навески запасной канат (для многоканатных подъемов — полный комплект головных канатов).





Яндекс.Метрика