17.01.2021

Комплекс оборудования рудничного двора


Для выгрузки руды из шахтных вагонов в бункера околоствольного комплекса или в междуэтажные (капитальные) перепускники применяются в основном круговые опрокидыватели.

В круговых опрокидывателях (рис. 7.12) разгружаемые вагонетки поворачиваются вокруг продольной оси на 360°. Основными узлами и элементами круговых опрокидывателей являются ротор, приводная система и механизм закрепления вагонетки внутри ротора.

Сварная металлоконструкция ротора состоит из концевых и промежуточных опор, скрепленных между собой трубами. Внутри ротора уложены рельсы, по которым проходит состав и на которые устанавливаются вагонетки.

Привод опрокидывателя, собранный на общей раме, имеет четыре приводные установки, состоящие из двигателя, редуктора, приводного ролика и электромагнитного тормоза.

Приводные и поддерживающие ролики диаметром 500 мм являются опорой ротора. Для предотвращения осевого перемещения ротора опрокидыватель оборудуют упорными роликами.

Механизм для закрепления вагонеток в опрокидывателе имеет стопоры, установленные по размеру колесных пар.

Для остановки движущегося состава служат стопорные кулаки с пружинными амортизаторами.

Опрокидыватели оборудуются установками для виброочистки вагонеток от налипающей горной массы, причем пневмоударники этих установок включаются автоматически после разгрузки вагонетки.

Контактная сеть рудничного двора на той ветке пути, где расположен опрокидыватель, оснащается блокировкой с электрическим двигателем опрокидывателя, исключающей возможность опрокидывания вагонетки при наличии напряжения в контактной сети.

Опрокидыватель оборудуется местной вентиляционной системой, отсасывающей и очищающей запыленный воздух, или автоматически действующей оросительной системой, подавляющей пыль при разгрузке вагонеток.

Вся конструкция кругового опрокидывателя на уровне откаточных путей (за исключением мест въезда и выезда электровозного состава) ограждается прочными барьером или перилами высотой не менее 1 м.

Участок выработки, где расположен опрокидыватель, хорошо освещается.

Под опрокидывателем оборудуется камера грохочения. Эта камера ограждается надежным барьером. Наклон грохотов в ней не должен превышать 50°, а расстояние между колосниками грохота не должно быть более 300 мм. В этой камере обязательно должен быть механический бутобой.

Лазы и котлован опорной рамы опрокидывателя должны иметь прочно закрепленную лестницу, а наверху — перила, или ляды.

Опрокидыватель оборудуется световой и звуковой сигнализацией. На опрокидывателях, через которые проезжают электровозы, светофоры располагают так: один — перед опрокидывателем, второй — за опрокидывателем на расстоянии не менее наибольшей длины применяемых на горизонте электровозных составов. Светофоры должны быть хорошо видны машинисту электровоза.

Звуковую сигнализацию на опрокидывателе оборудуют так, чтобы сигнал был хорошо слышен машинисту электровоза в начале разгрузки состава и в конце.

Сигналы подаются с пульта управления опрокидывателем.

Для передвижения отдельных вагонеток и целых составов на погрузочных пунктах и в околоствольных дворах применяются толкатели (рис. 7.13).


При включении толкатель захватывает вагонетку кулаком либо снизу за подвагонный упор (ось, буфер), либо сверху за кузов и проталкивает на короткое расстояние.

В. зависимости от времени работы на одном месте толкатели разделяют на стационарные и передвижные, а в зависимости от вида привода рабочего органа — на электрогидравлические, цепные, канатные, штоковые и др.

Передвижные бесфундаментные электрогидравлические толкатели типа ПТВ предназначены для проталкивания нерасцепленного состава вагонеток на передвижных и стационарных пунктах, а также в местах, где требуется проталкивание одиночных вагонеток (например, в рудничном дворе на клеть).

Толкатели состоят из собственно толкателя и маслостанции, которая смонтирована на отдельной раме и установлена сбоку от колеи, а с толкателем соединена двумя гибкими высоконапорными шлангами. Насос маслостанции создает рабочее давление в системе, равное 6 МПа, заливается индустриальным маслом общего назначения.

Собственно толкатель представляет собой две зубчатые рейки, которые сблокированы с двумя гидроцилиндрами и промежуточной шестерней. На рейках укреплены ползуны с кулаками, проталкивающими при рабочем ходе вагонетку за ось. При обратном ходе кулак тыльной стороной встречается со второй осью вагонетки, поворачивается на своей оси, пропускает вагонетку и возвращается в исходное рабочее положение.

При необходимости встречного пропуска вагонетки кулак опускают вручную до нижнего упора, в этом положении кулак удерживается пружинной защелкой. Вывод кулака в рабочее положение происходит при пуске толкателя, когда кулак доходит до крайнего положения, где встречает установленный на кожухе толкателя упор, которым он и отжимается.

Для маневровых работ применяют одно- и двухбарабанные лебедки типа ЛВД, отличающиеся небольшими габаритами и массой при достаточной мощности. С помощью таких лебедок возможно осуществление маневров составом или отдельными вагонетками на погрузочных пунктах, у опрокидывателей в околоствольных дворах.

Управление лебедками — ручное и дистанционное. В маневровой лебедке типа ЛВД вращение барабану передается встроенным в барабан электродвигателем специального исполнения через планетарный редуктор, смонтированный внутри барабана.

Для удержания вагонеток на самокатных путях, и в частности, на участках путей рудничного двора, примыкающего к стволу шахты, предназначены путевые стопоры.


В зависимости от назначения стопоры выпускаются двух видов: задерживающие типа С и дозирующие типа СД.

Задерживающие стопоры служат для остановки отдельных, движущихся по путям вагонеток, а дозирующие — для удержания и отделения от состава по одной-две вагонетки, стоящих на самокатном уклоне.

Дозирующие стопоры имеют две пары кулаков, связанных между собой так, что при закрытии одних кулаков другие открываются. Открывание и закрывание кулаков осуществляется приводным механизмом. Между передними и задними кулаками могут поместиться колеса только одной вагонетки, что позволяет дозировать из расцепленного состава по одной вагонетке. В закрытом положении кулаки удерживаются контргрузом.

Задерживающий стопор состоит из сварной рамы, двух кулаков, привода и контргруза.

Управление стопорами может быть дистанционным. В этом случае рукоять заменяется электроприводом.





Яндекс.Метрика