17.01.2021

Рудничные электровозы


Рудничные электровозы оборудуют электродвигателями постоянного тока. В зависимости от способа питания электродвигателей электровозы делятся на контактные, аккумуляторные и комбинированные.

Рудничный контактный электровоз (рис. 7.11), основным несущим элементом которого является рама, состоящая из двух боковин и соединенная на концах буферами, имеет кабину с контроллером, штурвалом, ручным приводом тормозной системы и другими элементами управления (стабилизатором напряжения, тормозным краном, пневматическим вентилем, автоматическим выключателем, краном управления автосцепками, выключателями блокировки), а также с сидениями для машиниста и стажера. Все это с помощью рессорных подвесок опирается на буксы колесных пар электровоза.

Оборудование электровоза можно разделить на механическое, пневматическое и электрическое.

Механическое оборудование включает в себя раму, ходовую часть, рессорные подвески, тормозную и песочную системы, буфера, сцепки и тяговую передачу; электрическое — тяговые двигатели постоянного тока последовательного возбуждения, контроллер, пускотормозной реостат, аппаратуру защиты и освещения; пневматическое — мотор-компрессорную установку, регулирующую и пусковую аппаратуру, а также пневморазводку. Мотор-компрессорная установка, регулятор давления и одна фара установлены в задней части электровоза; пускотормозной реостат, магнитная станция и вторая фара — в передней. Рессорная подвеска рамы обеспечивает смягчение и поглощение толчков при прохождении электровоза по различным неровностям рельсового пути, а также равномерное распределение сцепной массы электровоза на колесные пары. Для предотвращения чрезмерного раскачивания электровоза в балансирную систему подвески рамы включены стабилизаторы, упругим элементом которых служат резиновые пакеты.

Ходовая часть электровоза состоит из двух полускатов с индивидуальными приводными блоками, включающими в себя двигатель, колесную пару, редуктор и буксы.

Электровоз оборудован электродинамической и механической тормозными системами. Электродинамическая система является основной, но для экстренного торможения и полной остановки электровоза включается механическая система. Последняя оборудована тормозными колодками и снабжена пневматическим и ручным приводами независимого действия.

Песочная система состоит из четырех песочниц, управление которыми осуществляется через систему тяг от пневматической системы или ручного привода. Песочную систему включают для принудительной подачи песка на головки рельсов под колеса ходовой части с целью улучшения сцепления между колесом и рельсом и недопущения пробуксовывания колес.

Сцепление электровоза с вагонетками может осуществляться вручную (с помощью штыревой сцепки) и дистанционно из кабины электровоза (с помощью автосцепки).

Питание пневматических аппаратов сжатым воздухом осуществляется от мотор-компрессорной установки, для защиты которой от превышения давления имеется специальный клапан.

Питание электровоза электрическим током осуществляется через подвешенный вдоль всего пути контактный провод (положительная полярность) и рельсовые пути, имеющие на стыках электрические перемычки (отрицательная полярность).

Электрическая система электровоза устроена так, что обеспечивается пуск и движение электровоза (в обоих направлениях) при последовательном или параллельном их соединении, возможно динамическое торможение при параллельном соединении тяговых двигателей по перекрестной схеме, отключаются тяговые двигатели и автоматически срабатывают пневматические тормоза при уходе машиниста с рабочего места или исчезновении напряжения в контактной сети.

Пуск электровоза, регулирование скорости его движения и тормозного усилия при динамическом торможении производится изменением сопротивления пускотормозного реостата, включенного в цепь тяговых двигателей. Это осуществляется поворотом рукоятки главного барабана контроллера.

Изменение направления движения (реверсирование) электровоза производится изменением направления магнитного потока в обмотках возбуждения тяговых двигателей. Это осуществляется поворотом рукоятки реверсивного барабана контроллера из положения «Вперед» в положение «Назад» или наоборот.

Установкой рукоятки главного барабана контроллера в соответствующее положение (например, «режим генераторный, позиции I—V») осуществляется динамическое торможение и регулирование тормозного усилия.

Для предупреждения торможения электровоза при кратковременном отрыве токосъемника от контактного провода в схеме электропитания имеются конденсаторы, задерживающие отключение тормозных катушек на 3—5 с.

В состав труда машиниста электровоза согласно «Единым нормам выработки и времени на подземные очистные, горнопроходческие и нарезные горные работы для шахт и рудников горнодобывающей промышленности» входят:

- прием, осмотр и смазка узлов электровоза, засыпка песка в песочницы, регулировка механизмов;

- перегон электровоза к месту работы в начале смены и заезд в депо в конце смены;

- транспортирование груженых и порожних составов;

- маневры в околоствольных выработках, на разминовках, на погрузочных, разгрузочных и обменных пунктах;

- прицепка и отцепка составов, сцепка и расцепка порожних и груженых вагонов в составе;

- получение указаний диспетчера или мастера в начале смены и во время работы;

- сдача электровоза по окончании смены.

При работе на аккумуляторном (контактно-аккумуляторном) электровозе в состав труда машиниста электровоза дополнительно входят:

- заезд в депо для замены аккумуляторной батареи;

- отключение и снятие (совместно с зарядчиком или электрослесарем) с электровоза разряженной батареи и установка ее на зарядный стол;

- накатка на электровоз заряженной батареи и подключение к ней бортовой электрической сети.

Машинисту электровоза присваивается: 2-й разряд при транспортировании горной массы электровозом со сцепной массой не менее 6,5 т; 3-й разряд — со сцепной массой от 6,5 до 10 т и при выполнении маневровых работ; 4-й разряд — со сцепной массой более 10 т.

Техническое обслуживание электровоза предусматривает ежесменный, еженедельный, ежемесячный и ремонтный осмотры, а также текущие ремонты (первый, второй, третий, четвертый и пятый), проводимые с интервалом через 6 мес эксплуатации. Кроме того, после каждых трех лет проводится капитальный ремонт.

При ежесменном техническом осмотре проверяются уровень масла в редукторах ходовой части, работа мотор-компрессорной установки, тяговых двигателей, ручного и пневматического тормозов, песочниц, сирены, исправность освещения и световой сигнализации, работоспособность блокировок.

При еженедельном осмотре проверяются контроллер, магнитная станция, пускотормозной реостат, натяжные ремни мотор-компрессорной установки, тяговые двигатели, автоматический выключатель, регулятор давления. Кроме того, производятся работы, предусмотренные при ежесменном осмотре.

При ежемесячном осмотре помимо работ, предусмотренных ежесменным и еженедельным осмотрами, осуществляется проверка болтовых соединений рамы, буферов и сцепных устройств, подвески рамы, состояния букс, редукторов, проводов и шлангов, двигателя компрессора, электропневматического вентиля, токосъемника, контактора и стабилизатора напряжения.

Первый, третий и пятый текущие ремонты предусматривают демонтаж и проверку мотор-компрессорной установки, пускотормозного реостата, магнитной станции, контроллера, ходовой части, тормозной системы, а также работы по техническому обслуживанию.

Второй и четвертый текущие ремонты выполняются в объеме, предусмотренном первым, третьим и пятым ремонтами. При этом дополнительно производится замена бандажей колесных пар.

Капитальный ремонт выполняется в соответствии с «Руководством по капитальному ремонту электровоза».





Яндекс.Метрика