17.01.2021

Правила безопасного производства взрывных работ в рудных шахтах


Конкретно некоторые наиболее общие правила безопасного производства взрывных работ в рудных шахтах сводятся к следующему.

При огневом и электроогневом взрывании зажигательные трубки готовят в отдельной камере подземных складов взрывчатых материалов (BM), где не производится хранение или выдача ВМ, на столе, имеющем бортики и обитом войлоком или резиной толщиной не менее 3 мм.

He разрешается изготовление зажигательных трубок на местах производства взрывных работ.

Отрезок ОШ после тщательного осмотра внутренней поверхности гильзы КД вводят концом с прямым срезом в дульце КД легким движением до соприкосновения с чашечкой без вращения шпура или капсюля. В металлической гильзе ОШ закрепляют равномерным плотным сжатием верхней части гильзы с помощью обжимок, в бумажной — обвязывают прочной ниткой.

При электровзрывании рубильники силовой или осветительной сети, предназначенные для подключения взрывных электросетей, должны находиться в специальных ящиках (шкафах), запирающихся на замки, а конструкции этих рубильников должны обеспечить невозможность случайного замыкания (подключения) сети.

Ключи от ящиков (сейфов) с рубильниками на все время подготовительных работ и до момента взрывания должны находиться у руководителя взрывных работ или взрывника.

Патрон-боевик представляет собой патрон BB, соединенный с зажигательной трубкой (иди электродетонатором) ведения взрывных работ. Для этого с одного из торцов патрона BB разворачивают бумажную оболочку и в массе BB стержнем из дерева или цветного металла делают углубление, соответствующее диаметру и высоте детонатора, после чего развернутую оболочку собирают вокруг ОШ (электропроводов ЭД) и обвязывают шпагатом.

Патроны-боевики из прессованного аммонита разрешается изготавливать только из тех патронов, в которых имеются гнезда заводского изготовления.

При взрывании детонирующим шнуром отрезки ДШ заготавливаются заблаговременно. Запрещается резать ДШ после ввода его в патрон-боевик или какой-либо заряд.

He допускаются при монтаже взрывных сетей витки или скрутки на шнуре, а если линии ДШ пересекаются между собой, то в местах пересечений необходимо укладывать деревянные бруски толщиной не менее 10 см.

При механизированном заряжании скважин с помощью машин ЗМБС необходимо следить за температурой корпуса питателя. Температура корпуса питателя, как и любого другого элемента зарядной машины, при работе системы не должна превышать 60 °С. Если нагревание корпуса питателя происходит быстро (за несколько минут), машину необходимо отключить, освободить от BB и проверить состояние питателя, в котором барабан при хорошем качестве его лопастей и внутренней поверхности корпуса камеры должен плотно прилегать к этой поверхности, но вращаться без усилий, что проверяется его прокручиванием на холостом ходу при очень слабой подаче воздуха на двигатель зарядной машины.

Нельзя применять искусственные меры для охлаждения корпуса питателя, потому что на пульте управления должны быть подлинные данные о состоянии узла, в котором BB подвергается прямому механическому воздействию.

По состоянию этого узла судят о пригодности зарядной машины к дальнейшей эксплуатации, если любой из показателей гарантийного ресурса (срок эксплуатации, наработка в часах или в тоннах переработанного BB) исчерпан, а состояние машины хорошее. Пришедший в негодность барабан (дефекты на лопастях или другие отклонения от нормального состояния) можно заменить, что делается иногда несколько раз в течение срока службы машины. Внутреннюю поверхность корпуса питателя, соприкасающуюся с лопастями барабана, проверяют на чистоту визуально или специальным методом. При наличии на ней царапин или раковин, легко различимых невооруженным глазом, т. е. при их размерах, соизмеримых с размерами частиц BB, зарядчик не допускается к дальнейшей эксплуатации. Если состояние внутренней поверхности корпуса питателя визуально определить нельзя, то на лопасти барабана наносят легко удаляемую медленно засыхающую краску и барабан проворачивают на один оборот. При нормальном распределении краски не менее чем на 50 % поверхности лопасти, соприкасающейся во время прокручивания барабана с внутренней поверхностью корпуса питателя, отсутствии на поверхности лопасти следов от царапин состояние проверяемой поверхности считается удовлетворительным и зарядная машина допускается к дальнейшей эксплуатации.

Результаты осмотра оформляются актом, который составляется механиком участка взрывных работ и утверждается главным инженером шахты или рудника.

Подготовка и производство массовых взрывов при отбойке, от резке и подсечке рудного массива, а также при подэтажном обрушении блоков и междукамерных целиков осуществляются по техническому проекту проведения массовых взрывов на предприятии или диспозиции, определяющей организацию работ по доставке BB, их заряжанию и проведению массового взрыва. При обрушении потолочин, отбойке блоков и разрушении междукамерных целиков на всю высоту этажа, а также при ликвидации пустот составляется специальный проект на каждый взрыв.

Перед подготовкой блока к массовому взрыву должны быть полностью окончены предусмотренные проектом отработки блока подготовительные и нарезные работы, отрегулирована схема вентиляции, разбурены между-камерные целики, отбита и выпушена руда из компенсационных пространств (камер).

Доставку BM в район массового взрыва разрешается производить только после проверки специальной комиссией, назначенной главным инженером шахты (рудника), готовности блока к производству массового взрыва и оформления результатов проверки актом.

При массовых взрывах все работы по монтажу взрывной сети должны выполнять взрывники. Для доставки BB, а также заряжания скважин, камер и т. д. разрешается привлекать специально обученных и проинструктированных рабочих. Работа этих лиц может производиться только совместно с взрывниками под их надзором. Списки рабочих, выделенных согласно диспозиции в помощь взрывникам, передаются коменданту взрыва. Затем заместитель главного инженера по технике безопасности или другой работник отдела техники безопасности проводит с рабочими специальный инструктаж по правилам обращения с BB, их переноски и зарядки, включающий ознакомление с методами заряжания скважин (камер и т. д.), свойствами ВВ. Особое внимание обращается на очистку скважин, опасность применения при зарядке металлических предметов, могущих вызвать искру, ликвидацию пробок из застрявших патронов, на свойства ДШ и ЭД, возможности и последствия перетирания проводов ЭД и нитей ДШ, правильное расположение их в скважине. Указывается на необходимость установки пробок в вертикальных и наклонных скважинах, разъясняются правила пользования пневмозарядчиками и другие меры безопасности.

Обязательно присутствующий на инструктаже ответственный руководитель, в чьем подчинении будут работать инструктируемые рабочие, объясняет, что предстоит сделать за смену, в каком районе будут работать люди, где находятся постовые, охраняющие опасную зону, и каковы ее границы. Одновременно рабочих знакомят с пропускной системой. Затем рабочие расписываются за проведенный инструктаж, работник отдела техники безопасности (ответственный за проведение инструктажа) визирует этот список, после чего комендант взрыва отдает распоряжение о выдачи им пропусков. В журнале по учету прохождения инструктажа по технике безопасности должно быть отражено их проведение.

От базисного склада до приемной площадки ствола BB перевозят в автомобилях, специально оборудованных с отметкой в путевом листе: «Годен для перевозки ВВ». Территория у ствола шахты, где расположена приемная площадка и ведется разгрузка ВВ, должна охраняться.

По стволу шахты ящики и мешки с BB опускают в обычных или специальных вагонетках. Допускается размещать BB на полу клети. Ящики (мешки) должны занимать не более 2/3 высоты клети, но не выше ее двери, а при размещении в вагонетках — не должны выступать за их борта.

Для доставки BB по подземным выработкам выделяются специально проинструктированные поездные бригады. Электровоз и состав вагонеток, в которых должны транспортироваться ВВ, предварительно осматриваются механиком внутришахтного транспорта на пригодность их к перевозке ВВ, и делается запись в книгах осмотра и ремонта электровозов и вагонов.

К монтажу электровзрывной сети приступают после окончания зарядки скважин и вывода людей, не участвующих в монтаже, за пределы опасной зоны, охраняемой постами.

Монтажом электровзрывной сети и сети из ДШ руководит начальник взрыва. Монтаж ведут опытные взрывники, пофамильно указанные в «Диспозиции проведения взрыва». Вся электровзрывная сеть или сеть из ДШ делится на секции, участки, группы. Руководитель, отвечающий за монтаж одной или нескольких групп участка, назначается из числа инженерно-технических работников. У каждого ответственного за монтаж должна быть выкопировка из проекта взрыва, на основе которой и проводится коммуникация сети.

По окончании монтажа секции, группы, участка производится замер сопротивления смонтированной цепи и сопоставление полученных данных с проектными (расчетными). Расхождение допускается в пределах ±10%.

При проведении массовых взрывов в подземных выработках различают две опасные зоны, охраняемые постами: первая — на время заряжания, вторая — на время взрывания и проветривания (с момента начала монтажа электровзрывной сети). Границы зон устанавливаются диспозицией.

Руководство постами возлагается на коменданта взрыва и выделенных в его распоряжение разводящих.

Постовые инструктируются комендантом перед вступлением на пост под расписку и отвечают за допуск людей в районы опасных зон только по специальным пропускам, которые должны предъявляться одновременно с удостоверением личности, имеющим фотографию владельца (пропуск к предприятию).

После окончания всех работ по заряжанию и монтажу электровзрывной сети или присоединения к собранной сети ДШ электродетонаторов к определенному времени, предусмотренному «Диспозицией проведения взрыва», комендант взрыва выводит всех людей за пределы второй опасной зоны. Ответственные за вывод людей по объектам, участкам, а также табельная и ламповая подают письменные рапорты коменданту взрыва о полном выводе людей из подземных выработок. Письменные рапорты коменданту взрыва о полном выводе людей из подземных выработок подают руководители всех смежных с шахтой предприятий, чьи люди могут находиться в подземных выработках (цехов технического контроля, контрольно-измерительных приборов и автоматики, ремонтно-монтажных групп, энергетической службы и др.).

К числу важнейших вопросов, подлежащих решению после массового взрыва, относятся вопросы проветривания выработок.

Работы по проветриванию рудника после массового взрыва заключаются в следующем. Сразу же после взрыва включаются вентиляторы на поверхности, и не ранее чем через 1 ч — для выработок основного горизонта и через 2 ч — для района взрыва в шахту спускаются отделения ВГСЧ для выполнения предусмотренных проектом работ по восстановлению нормальной схемы проветривания (включаются подземные вентиляторы, закрываются вентиляционные двери и т. д.). Спустя 2 ч осуществляют отбор проб воздуха в подземных выработках и его анализ. Все эти работы ведутся в подземных выработках, за исключением района взрыва. Для анализа газов могут использоваться переносные газоанализаторы типа ГХ с индикаторными трубками на различные газы, позволяющие определять состав атмосферы непосредственно в выработках. В необходимых случаях для проверки результатов этих анализов проводится лабораторный анализ в походной лаборатории ВГСЧ. В случае необходимости отделения ВГСЧ принимают дополнительные меры к проветриванию отдельных участков забоев. Допуск людей в шахту (кроме участка взрыва) разрешается только после проверки ВГСЧ состояния выработок и восстановления нормальной атмосферы, но не ранее чем через 2 ч после взрыва. Разбирать газонепроницаемые перемычки, отделяющие участок взрыва, разрешается не ранее чем через 8 ч после взрыва.





Яндекс.Метрика