Приспособления и оборудование для безопасной эксплуатации зарядных машин


В комплект зарядных установок входят транспортно-зарядные трубопроводы (шланги), средства заземления, борьбы с пылью BB, внутренней связи, огнетушения и приборы контроля.

При пневмотранспортировании сыпучих материалов широко применяют шланги, выполненные из диэлектриков или полупроводящих пластмасс. Частицы BB являются диэлектриками. При недостаточной влажности воздуха происходит их электризация, а на поверхности трубопровода накапливается заряд статического электричества.

Основные мероприятия по борьбе с накоплением электростатических зарядов сводятся к применению проводящих или полупроводящих шлангов, выполненных из материала, удельное электрическое сопротивление которого р<10в6 Ом*см, а также к смачиванию потока ВВ.

По соображениям безопасности необходима проверка удельного объемного электрического сопротивления как вновь получаемых шлангов, так и находящихся в эксплуатации через определенные промежутки времени и перед каждым массовым взрывом. Такую проверку производят в лаборатории или методом экспресс-анализа. К лабораторному анализу прибегают для получения контрольных данных, методом экспресс-анализа определяют текущие характеристики.

Для экспресс-анализа применяют специально изготовленные клещи, обеспечивающие необходимый контакт клемм, и низковольтный мегомметр (рис. 6.10).

При этом две металлические клеммы с хорошо отполированной поверхностью площадью 1 см2 каждая накладывают на испытываемый шланг таким образом, чтобы стенка его была зажата между клеммами. Поскольку площадь контакта равна 1 см2, то электроизмерительный прибор показывает удельное объемное электрическое сопротивление испытуемого материала. Необходимо только внести поправку на толщину стенки, т. е.

p = (RS)/l = (R*1)/l,


где R — сопротивление, Ом; S — площадь контакта, см2; l — толщина стенки шланга, см.

Для стандартных зарядных шлангов с толщиной стенок 0,35 и 0,54 см удельное объемное электрическое сопротивление (Ом*см)

p0,35 = 2,86R; p0,54 = 1,85R.


В качестве электроизмерительного прибора рекомендуется использовать мегомметр M110 на напряжение до 110 В.

Пружина зажимного устройства (клещей) должна обеспечивать прижатие контактов к испытываемому образцу с усилием 500—700 Н. Качество контакта улучшается, если на металлические пластины наклеить поролон, пропитанный электролитом.

Длину соединительных проводов выбирают по удобству выполнения замеров, так как их сопротивление вследствие малой величины не может повлиять на результаты измерений.

Заземление зарядных установок должно выполнять единственную функцию — обеспечить беспрепятственный сток электрических зарядов, которые могут накопиться (образоваться) на элементах зарядного оборудования, что исключает необходимость подключения заземления зарядной установки к общешахтному заземляющему проводу или рельсовому пути. Все зарядное оборудование, особенно те его узлы, где происходит перемещение BB, должно быть установлено так, чтобы никакая электрическая линия не могла быть подсоединена к нему.

Заземление зарядных установок должно быть местным, при котором обеспечена изоляция заземляющего провода от общешахтной заземляющей сети и минусового провода электровозной откатки — от рельсового пути (рис. 6.11). Обычно это выполняется следующим образом: машину снимают с рельсовых путей и устанавливают на трапе или (если машина не снимается с рельсовых путей) под колеса машины помещают изолирующий полок (отрезок транспортерной ленты).

В качестве заземлителя используется отрезок стальной трубы длиной 0,4—0,6 м, вставленный в отдельно пробуренный шпур, или стальная плита толщиной 6—8 мм размером 0,4x0,4 м2, помещенная на дно водосточной канавы.

В качестве заземляющего провода используется стальной трос диаметром 10—12 мм. He допускается применение медных жил, так как при химической реакции меди с аммиачной селитрой возможно образование оксидов (ржавчины), которые являются высокочувствительными взрывчатыми соединениями. Общее сопротивление местного заземления не должно превышать 100 Ом (проверяется с помощью обычного мегомметра). Замеры удельного объемного сопротивления зарядных шлангов и проверку сопротивления заземления выполняет электрик под руководством механика участка взрывных работ.

К оборудованию особого назначения, входящему в комплект зарядных установок, относятся устройства, позволяющие механизированным способом формировать в скважине или шпуре продольные каналы-волноводы (рис. 6.12).





Яндекс.Метрика