17.01.2021

Зарядные машины


Зарядная машина с камерным питателем ЗМК-1 предназначена для механизированного заряжания шпуров диаметром 40 мм и более, штанговых шпуров диаметром 65—85—100 мм и глубоких скважин диаметром 85—100 мм, если объем разового заряжания не превышает 2—3 т по массе ВВ. Глубина заряжаемых шпуров не ограничивается, глубина штанговых шпуров и скважин определяется технологическими особенностями отбойки и их функциональным назначением.

Зарядчик ЗМК-1 (рис. 6.7) состоит из следующих основных элементов (узлов): к камере дозатора 1 сверху прикреплен бункер 4, емкость которого отделена от емкости камеры дозатора перегородкой с коническим отверстием, предназначенным для размещения там конуса 5. Этот конус через систему рычагов соединен со штоком поршня рабочего цилиндра 2, к которому через шланг 3 подается сжатый воздух с пульта управления (от пускового клапана). В нижней части камеры дозатора размещена воронка 6, к узкой горловине которой подсоединяется транспортно-зарядная магистраль — шланг 7. Воронка может перемещаться (ввинчиваться и вывинчиваться) внутри камеры дозатора от крайнего верхнего положения, соответствующего дозе 0,5 кг BB, до крайнего нижнего, соответствующего максимальной дозе 4 кг ВВ.

Порядок работы зарядчика следующий. При отсутствии сжатого воздуха в рабочем цилиндре 2 поршень под действием пружины находится в крайнем верхнем положении, а конус 5 — в крайнем нижнем. Отверстие в перегородке открыто и BB из бункера 4 просыпается в камеру дозатора, заполняя ее. При подаче в систему сжатого воздуха (при нажатии пусковой кнопки на пульте управления зарядчиком) в рабочем цилиндре 2 поршень перемещается вниз, конус в дозаторе — вверх, перекрывая доступ BB из бункера в камеру дозатора. Перемещаясь вниз, поршень рабочего цилиндра открывает отверстие, по которому сжатый воздух начинает поступать в камеру дозатора. Происходит аэрация (насыщение воздухом) находящегося там BB и выталкивание его в транспортно-зарядную магистраль 8, двигаясь по которой частицы BB приобретают скорость, близкую к скорости движения воздушного потока — 35—40 м/с.

Если шланг 8 помещен в заряжаемую полость (шпур, скважину), то частицы BB, вылетающие с высокой скоростью, достигая груди забоя или плоскости формирования заряда, дробятся, измельчаются и образуют заряд плотностью 1,1 —1,15 г/см3. Такой заряд надежно удерживается в шпуре (скважине) указанных выше параметров при любом угле наклона. Для предотвращения пыления и недопущения образования пыли в зарядном шланге поток BB смачивается.

Смачивание потока BB в зарядчике ЗМК-1 обеспечивается наличием в нем специального устройства, которое работает синхронно с работой камеры дозатора, т. е. при подаче воздуха в камеру дозатора впрыскивается доза жидкости (воды, дизельного топлива или минерального масла), соответствующая дозе ВВ.

Впрыскивание производится непосредственно на выходе потока BB из камеры дозатора в транспортно-зарядную магистраль (зарядный шланг). Синхронность работы камеры дозатора BB и устройства подачи жидкости в поток BB обеспечивается одновременностью подачи сжатого воздуха из рабочего цилиндра в дозатор и устройство.

При необходимости (работе в выработках большого сечения, на других объектах, где требуется за один прием заряжать большое число шпуров и имеется возможность подгонять к забою транспортные средства) зарядная машина ЗМК-1 может устанавливаться на тележке (самоходном шасси), где оборудуется и емкость (контейнер) для перевозки BB в заводской упаковке (мешках).

Зарядные машины ЗМК-1, используемые на проходке выработок, хранят в специально отведенном и оборудованном месте (кладовой) непосредственно на горном участке. Причем, при разбросанности забоев, например, на горноподготовительном участке, ведущем работы по всему шахтному полю, а иногда и на нескольких горизонтах, целесообразно каждый забой или группу близлежащих забоев оснащать зарядной машиной, для которой в этом забое оборудуется место ее хранения и осмотра.

Машины для заряжания скважин. Машины с барабанным питателем (3МБ) предназначены для заряжания глубоких скважин и формирования концентрированных (минных) зарядов.

Машина типа 3МБ состоит из следующих основных узлов и элементов (рис. 6.8). На шасси 1 закреплены питатель с коническим лопастным барабаном 4, редуктор 13, пневмодвигатель 12, сидение 10 и пульт управления с вентилями 7 (подача сжатого воздуха в систему зарядчика от внешней сети 6), 8 (подача воздуха на двигатель) и 9 (подача воздуха на продувку). Корпус питателя выполнен заодно с камерой смесителя 14, к которому с одной стороны подсоединен шланг 11 (подача сжатого воздуха на продувку), с другой — транспортно-зарядная магистраль 2. Сверху к корпусу питателя крепится бункер 5. Co стороны большого основания конического корпуса питателя имеется прижимной винт 3. Кроме того, на пульте управления размещены шкалы манометров, показывающих давление сжатого воздуха во внешней сети 6 и в транспортно-зарядной магистрали 2 (на выходе из камеры смесителя), а также шкала термометра, фиксирующего температуру корпуса питателя.

Машина работает следующим образом. При закрытом вентиле 8 двигатель 12 стоит и барабан 4 не вращается. Если в таком положении открыть вентиль 9, то сжатый воздух по шлангу 11 поступит в камеру смесителя 14 и далее — в транспортно-зарядную магистраль 2. Доступ сжатому воздуху из камеры смесителя в бункер 5 предотвращен тем, что в любом положении барабана 4 две его противоположные лопасти вплотную прилегают к стенкам камеры питателя, отделяя тем самым эту камеру от бункера. При открытии вентиля 8 двигатель 12 начинает работать, передавая через редуктор 13 вращение барабану 4. Находящиеся в бункере частицы BB, заполняя ячейки между лопастями барабана, перемещаются из бункера в камеру смесителя, где их подхватывает поступающий по шлангу 11 сжатый воздух, увлекая в транспортно-зарядную магистраль 2 и образуя двухфазовый поток, движущийся со скоростью 40—50 м/с.

При энергетических показателях, соответствующих номинальным параметрам машины, т. е. при давлении сжатого воздуха во внешней сети 0,5—0,6 МПа, наружном диаметре транспортно-зарядной магистрали 40—50 мм, перемещение частиц BB гарантируется на расстоянии до 250 м с перепадом по высоте до +100 м. Кинетической энергии частиц BB к этому моменту достаточно, чтобы формировать заряд плотностью 1,11—1,15 г/см3 даже в восходящей скважине диаметром 105 мм.

Основное преимущество зарядных машин типа 3МБ перед машинами других типов состоит в ее технологичности (механизируется заряжание и доставка BB на значительное расстояние) и возможности обеспечить высокую производительность — до 6 т BB в час.

Существенным недостатком машин типа 3МБ является то, что в них BB подвергается прямому механическому воздействию. Величина этого воздействия при отклонениях от оптимального режима эксплуатации может достигать критических значений, когда возрастает вероятность создания опасной ситуации.

Подача жидкости в поток BB для пылеподавления и недопущения образования электростатических зарядов в машинах типа 3МБ осуществляется подключением ее через тройниковую муфту на участке между камерой смесителя и транспортно-зарядной магистралью или оснащением этих машин устройствами типа плунжерного насоса, работающего синхронно с вращением барабана питателя. В первом случае один конец шланга подключается к шахтному трубопроводу с водой, другой — к тройниковой муфте. Количество жидкости, поступающее в поток BB, регулируется визуально с помощью вентиля. Во втором случае жидкость (а это может быть вода, дизельное топливо или еще какой-нибудь смачиватель) из емкости, придаваемой к зарядной машине, перекачивается насосом в транспортно-зарядную систему.

Количество жидкости, поступающей в поток BB, зависит от режима работы смачивающего устройства. Этот режим устанавливается оператором и выдерживается автоматически. Машины ЗМБС оборудованы устройством для смачивания потока BB и могут работать на взрывчатых веществах заводского приготовления (гранулитах и граммонитах) или с использованием отдельных компонентов, из которых в процессе заряжания формируются взрывчатые смеси типа игданитов.

Для механизации заряжания шпуров диаметром до 46 мм и глубиной до 3 м россыпными BB в отдаленных забоях, где, как правило, не существует возможности использовать зарядные машины ЗМБС или ЗМК, предназначен камерно-порционный ранцевый пневмозарядчик РПЗ-0,6 (рис. 6.9) нагнетательного типа. Он состоит из пневмоцилиндра 1, емкости для BB 2, крана дистанционного управления 5, зарядной трубки 3 и зарядного шланга 4. Емкость для BB выполняется из полиэтилена или брезента и снабжена крышкой и заплечными ремнями.





Яндекс.Метрика