Монтаж стальных конструкций


Основным способом монтажа стальных конструкций на строительстве предприятий угольной промышленности является монтаж укрупненными блоками. В отдельных случаях, когда это представляется экономически целесообразным, определяется местными условиями площадки или сокращает продолжительность строительства, конструкции поднимают, предварительно целиком собранные внизу (наклонные галереи, опоры террикоников), или осуществляют надвижку конструкций, собранных вблизи от мест установки (копры).

Опирание башмаков стальных колонн на фундаменты осуществляется одним из следующих способов:

- непосредственно на поверхность фундаментов, возведенных до проектной отметки подошвы колонн, без последующей подливки цементным раствором;

- на установленные, выверенные и подлитые цементным раствором стальные опорные плиты;

- на установленные и выверенные опорные детали с последующей подливкой.

Закрепление стыков стальных конструкций производят при помощи сварки, клепки и болтовых соединений.

В клепаных монтажных соединениях и соединениях на чистых болтах в отверстия после установки конструкций вставляют временные болты и пробки. Количество болтов и пробок принимают в соответствии с расчетом, но не менее 1/3 общего числа отверстий. Количество пробок составляет около 30% от числа болтов. В узлах с числом отверстий не более пяти устанавливают не менее двух временных болтов.

Во все отверстия в болтовых монтажных соединениях (на черных болтах) после установки конструкций устанавливают постоянные болты.

При временном закреплении сварных конструкций количество, размер и длина прихваток в монтажных соединениях определяются расчетом на монтажные нагрузки. В соединениях, не воспринимающих монтажных нагрузок, длину прихваток принимают не менее 10% длины монтажных швов и не менее 50 мм.

Выверка правильности установки конструкций производится немедленно после окончания сборки каждого блока сооружения (каркаса) в последовательности, определяемой проектом. Подкрановые балки и рельсы, требующие повышенной точности установки, выверяют после закрепления основных конструкций.

Вслед за выверкой конструкций осуществляется окончательное закрепление (сварка, клепка, постановка постоянных болтов) стыковых соединений. Гайки на постоянных болтах закрепляют контргайками, пружинными шайбами или приваривают.

Величина отклонений от проектных размеров, допускаемых при монтаже, принимается в зависимости от вида конструкций и сооружений (табл. 264).
Монтаж стальных конструкций

Монтаж стальных каркасов


Стальные каркасы зданий и сооружений предприятий угольной промышленности (секции технологического комплекса блока главного ствола, главные корпуса обогатительных фабрик, дозировочные бункеры) состоят из однопролетных и многопролетных одноярусных и многоярусных рам, расположенных в плоскости поперечных рядов колонн.

Стальные конструкции околоствольного комплекса включают станок копра, который является составной частью каркаса секции технического комплекса. Элементы перекрытий служат жесткой связью колонн копра с колоннами каркаса секции.

Элементы стальных конструкций укрупняют на монтажной площадке в блоки рам каркаса, перекрытий и стенок бункеров с креплением к ним балок.

Для производства монтажных работ секции здания по высоте разбивают на ярусы, каждый ярус — на участки размером в плане 6х6 м (рис. 159).

Участок представляет собой пространственно жесткую ячейку каркаса. Монтаж начинают с создания устойчивой ячейки из первых установленных конструкций.

Работы ведут поярусно, приступая к сборке очередного яруса только после окончания предыдущего.

Подъем и установку конструкций осуществляют при помощи башенного крана грузоподъемностью 5—8 т с вылетом стрелы 30 м, оборудованного универсальными стропами и траверсами.

Монтаж надшахтных копров


Основными конструктивными элементами станкового копра являются станок, несущий полезную нагрузку, и укосин а, удерживающая станок от опрокидывания в сторону подъемной машины. Станок опирается на стальную опорную раму, заделываемую в бетонное устье ствола, укосина — на самостоятельный фундамент. Верхняя часть копра оборудована головкой с подшкивной площадкой, на которой размещаются направляющие шкивы. Описание конструкции копров приведено в томе 9.

Монтаж копров осуществляется различными способами:

- сборка станка копра на земле в горизонтальном положении непосредственно на устье ствола с последующим подъемом при помощи двух мачт. Этот способ наиболее экономичен, но требует прекращения работ в стволе на длительное время и поэтому применяется редко;

- сборка станка копра в горизонтальном положении вблизи ствола с последующей надвижкой на устье и подъемом его при помощи двух мачт или падающей стрелы. Наиболее распространен монтаж с подъемом станка мачтами. Падающая стрела применяется для подъема копров небольшого веса (до 30 г); при более тяжелых копрах усилия, возникающие в подъемных полиспастах, требуют устройства сложных якорей, что обычно себя не оправдывает. Кроме того, изготовление стрелы и шарнирных устройств окупается только при подъеме нескольких копров одинаковой конструкции;

- сборка станка копра на земле в горизонтальном положении вблизи ствола с последующим подъемом и надвижкой поднятого станка на устье ствола. При таком способе монтажа возникают дополнительные затраты на устройство путей и приспособлений для передвижки копра; производство работ требует свободной площадки больших размеров. Наряду с этим ствол задалживается для установки копра на короткое время — обычно от 3 до 6 дней;

- сборка станка копра методом наращивания в вертикальном положении около ствола с последующей надвижкой на место установки. Этот способ связан с неудобствами выполнения сварочных и клепальных работ на высоте, но требует мало места для производства сборочных работ.

Сборку укосины копра производят во всех случаях на земле в горизонтальном положении. Собранную укосину поднимают либо при помощи мачт, которые были использованы для подъема станка, либо с использованием самого станка в качестве подъемной мачты.

Надвижка станка на ствол (при сборке и подъеме его около ствола) может производиться как с укосиной, так и без нее. Передвижка станка вместе с укосиной представляет более сложную операцию, но время простоя ствола сводится к минимуму.

При монтаже копра с надвижкой в бетонной крепи устья ствола устраивают проемы для прохода стоек (ног) станка, так как опорную раму станка устанавливают ниже верхней отметки крепи.

При всех способах сборки копра в горизонтальном положении монтажные элементы и детали копра раскладывают на площадке в порядке последовательности сборки, принятой в проекте организации работ.

Для сборки станка и укосины сооружают стеллажи. Сборку на стеллажах производят при помощи гусеничных или автомобильных кранов грузоподъемностью 5 или 10 т (в зависимости от максимального веса монтажных элементов). Конструкции выкладывают на стеллажах строго горизонтально и выравнивают подкладками. Правильность сборки вертикально располагаемых панелей проверяется отвесом.

Временное соединение сварных монтажных стыков производится на сборочных болтах или струбцинах, соединение клепаных стыков — на сборочных пробках и болтах. Сварку и клепку стыков производят после окончания сборки и тщательной выверки конструкций.

Подкопровую раму в зависимости от ее веса устанавливают автокраном или домкратами. После выверки раму закрепляют анкерными болтами и подливают цементным раствором.

Подъем и установку копра, собранного в горизонтальном положении, производят методом поворота или скольжения.

При подъеме методом поворота станок переводят в вертикальное положение, поворачивая вокруг оси монтажного шарнира, закрепленного на опорной под-копровой раме. Подъем осуществляют при помощи двух монтажных мачт (рис. 160) или падающей стрелы (рис. 161).

При подъеме методом скольжения (рис. 162) опорную часть станка перемещают по накаточным путям; ноги станка усиливают деревянными брусками и листовой сталью (рис. 163) или устанавливают на салазки. Тросы подъемных полиспастов закрепляют на станке несколько выше его центра тяжести. Подъем методом скольжения наиболее экономичен и широко применяется при монтаже копров всех размеров.

До начала подъема станка на подшкивной площадке монтируют копровые шкивы.

При выверке правильности установки поднятого копра необходимые передвижки осуществляются домкратами. Станок раскрепляют для устойчивости расчалками, которые убирают после установки укосины.

Подъем собранной в горизонтальном положении укосины производят обычно двумя полиспастами, которые крепят к верхней части укосины и к подшкивным фермам смонтированного станка (рис. 164).

К ногам укосины прикрепляют салазки, которые перемещаются по накаточному пути, устроенному из балок, уложенных на шпалы. Торможение, подтягивание и оттяжка ног укосины осуществляются лебедками.

При монтаже копра с последующей надвижкой станок, собранный на стеллажах, поднимают в вертикальное положение в стороне от ствола на вспомогательной раме (рама для надвижки); подъем станка производят одним из указанных выше способов. Поднятый станок (с укосиной или без нее) надвигают на ствол шахты по специальным путям (рис. 165).

При отсутствии у ствола свободной площадки достаточных размеров и необходимости сокращения продолжительности остановки ствола на время монтажа копра применяют способ наращивания с последующей надвижкой.

Рядом со стволом, на 10 мм выше подкопровой рамы, собирают монтажную раму из швеллеров или двутавровых балок на настиле из деревянных брусьев; устанавливают лебедки, устраивают якори.

При помощи монтажной мачты, установленной внутри станка, собирают станок копра; выверяют собранные конструкции, производят клепку (сварку) стыковых соединений и устанавливают копровые шкивы с валами и подшипниками.

К этому времени демонтируют проходческий копер; ствол подготовляют к надвижке копра (сооружают предохранительный полок ниже уровня подкопровой рамы, поверхность рамы очищают от грязи и мусора и покрывают густой смазкой).

Надвигают копер (станок с укосиной) на ствол при помощи рабочих и тормозных электрических лебедок. Скорость надвижки 8—12 м/час.

Правильность установки копра проверяют при всех способах монтажа геодезическими инструментами.

Монтаж стальных опор подвесных канатных дорог


Промежуточные и концевые стальные опоры подвесных канатных дорог, высота которых достигает 120 м (проектируется 150 м), монтируют методом поворота (подъем собранной на стеллажах опоры при помощи падающей стрелы) и методом наращивания при помощи ползучего крана.

Подъем опоры в собранном виде требует усиления ее вертикальных элементов, поскольку в процессе поворота опора работает на изгиб. Кроме того, применение этого способа вызывает необходимость подготовки временных устройств (мачты, якоря) и применения тяжелых многорольных полиспастов и большого количества троса. С другой стороны, все операции по сборке конструкций производятся внизу на стеллажах. Монтаж при помощи ползучего крана избавляет от указанных недостатков, но требует выполнения большого объема верхолазных работ и более длителен.

Методом поворота монтируют опоры высотой не более 80 м, а также суживающиеся кверху опоры любой высоты.

Схема подъема опоры высотой 60 м методом поворота при помощи монтажной мачты высотой 38 м, грузоподъемностью 70 т показана на рис. 166.

Сборку конструкций производят на клетках из шпал при помощи автокрана грузоподъемностью 3 т.

Из исходного положения,, опору поднимают полиспастом № 1. На высоте 0,5 м подъем приостанавливают на 20—30 мин. для проверки обтяжки полиспастов, строп, якорей и всех креплений. После приведения опоры в наклонное положение дальнейший подъем производят полиспастом № 2.

Полиспасты № 3 при подъеме служат боковыми расчалками, а при установке опоры в проектное положение — тормозными оттяжками.

После установки опоры в проектное положение и натяжки постоянных расчалок монтажную мачту опускают при помощи полиспаста № 1.

При монтаже опоры канатного терриконика ползучим краном (рис. 167), секции опоры доставляют к месту монтажа в собранном виде либо собирают на монтажной площадке на стеллажах. Первые две секции устанавливают автокраном грузоподъемностью 5 г. После их выверки и закрепления временными расчалками на второй секции монтируют ползучий кран.

Для перемещения крана на следующую стоянку верхнюю часть обоймы поднимают грузовым канатом на новое место, подвешивают на кронштейны и закрепляют захватами. Затем поднимают и закрепляют нижнюю часть обоймы. При помощи ручной лебедки поднимают ствол крана; башмак ствола подвешивают на кронштейны и закрепляют захватами.

Обслуживание и крепление крана при передвижках производятся с наружных и внутренних подмостей и маршевых лестниц.

Монтаж четвертой и последующих секций производится при наличии трех ярусов временных расчалок. Максимальное натяжение расчалок 3 т После установки последней секции к головке опоры крепят постоянные расчалки.

Демонтаж ползучего крана производится путем перестановки его с секции на секцию в обратном направлении.

Монтаж транспортерных галерей


Стальные конструкции галерей состоят из пролетного строения (пролеты до 35 м) и опор (плоских и пространственных).

Укрупнительная сборка производится на стеллажах при помощи крана-экскаватора.

Пространственную опору с бункером, пролетное строение со стороны блока главного ствола и плоскую опору поднимают и устанавливают в проектное положение при помощи крана-экскаватора грузоподъемностью 10 т с вылетом стрелы 18 м. Пролетное строение среднего пролета — при помощи двух таких кранов. Пролетное строение со стороны погрузочных бункеров поднимают при помощи лебедок и полиспастов, прикрепленных к балкам погрузочных бункеров и стойкам плоской опоры (рис. 168, табл. 266).

Работы выполняет комплексная бригада в составе сборщиков-монтажников, клепальщиков, электросварщика и маляра. Кроме основных работ, бригада выполняет все подготовительные работы по устройству якорей, установке и закреплению лебедок и полиспастов.

Монтаж ферм покрытий промышленных зданий


Фермы пролетом до 15—18 м транспортируют с заводов-изготовителей в собранном виде. Фермы больших пролетов перевозят отдельными секциями. Укрупнительная сборка таких ферм производится на стеллажах, обычно непосредственно на монтажной площадке.

Подъем укрупненных и гибких ферм осуществляется с применением приспособлений, предохраняющих конструкцию от остаточных деформаций путем надлежащего закрепления или усиления конструкции.

Усиление предназначается для предохранения фермы от излома при кантовке и подъеме из горизонтального положения в вертикальное и от выпучивания верхнего и нижнего поясов фермы при ее установке. Для усиления применяют бревна или трубы, закрепляемые к верхнему и нижнему поясам при помощи скруток или стяжных хомутов (рис. 169). В некоторых случаях фермы можно поднимать без усилений (табл. 267).

Целесообразно производить монтаж укрупненными блоками, состоящими из двух ферм, прогонов и связей. При такой системе подъема конструкций не требуется временного раскрепления (расчаливания) установленной пары ферм; грузоподъемность монтажных средств используется более полно.





Яндекс.Метрика