Монтажное оборудование


Оборудование и оснастка, применяемые для производства монтажных работ, подразделяются на грузоподъемное и подъемно-транспортное оборудование (краны, монтажные стрелы, мачты); такелажное оборудование и приспособления (канаты, блоки, полиспасты, домкраты, лебедки, траверсы и др.); инструменты.

Выбор типов и установление количества монтажного оборудования и оснастки, необходимых для строительства объектов, производится при составлении проекта организации строительства предприятия и уточняются в рабочих проектах производства работ. При этом учитывают: вес и размеры укрупненных элементов монтируемых конструкций; размеры возводимых объектов; объемы работ; технико-экономические показатели.

Подъемное и подъемно-транспортное оборудование


Наиболее широко применяются краны — автомобильные, на гусеничном ходу, башенные, краны-экскаваторы; реже — мачтово-стреловые; редко — портальные.

Монтажные мачты применяют трубчатые и решетчатые, раскрепленные вантами на якорях.

Tрубчатые мачты (табл. 238) бывают двух типов— с шарнирным и с жестким основанием (рис. 112).

Решетчатые мачты (рис. 113, табл. 239) собирают из стандартных секций, скрепляемых болтами. Верхняя секция имеет оголовок с отверстиями для крепления расчалок, а также проушины; с осями для неподвижного блока полиспаста.

Угол допускаемого отклонения мачты от вертикали —10°.

Стрелы трубчатые монтажные (рис. 114) изготовляются из стальных бесшовных труб. Диаметр и толщина стенок трубы принимаются в соответствии с заданной грузоподъемностью и длиной стрелы и могут быть определены по графику, приведенному на рис. 114 (точка пересечения соответствующей вертикальной и горизонтальной линии).

Монтажное оборудование

Радиус действия (вылет) монтажной стрелы изменяется в зависимости от длины стрелы (табл. 240).

Якори для крепления растяжек (вант), лебедок и отводных блоков при отсутствии других неподвижных надежных частей готовых сооружений устраивают преимущественно деревянные свайные (рис. 115, табл. 241).

Такелажное оборудование


Стальные канаты (тросы) различают по числу прядей и числу проволок. Число прядей и проволок служит условным обозначением каната: например, 6х19 + 1 обозначает канат из 6 прядей по 19 проволок и 1 пенькового сердечника.

Для вант и расчалок (не подвергаются изгибу) применяют канаты конструкции 6х19+1 (ГОСТ 3070—55); для полиспастов и лебедок (подвергаются изгибу) — конструкции 6х37+1 (ГОСТ 3071—55) или 6х61+1 (ГОСТ 3072—55).

Прочность стального каната на растяжение рассчитывают по формуле

где р — разрывное усилие каната, гарантированное заводским паспортом, кГ;

k3 — коэффициент запаса прочности, принимают: для расчалок и вант — 3,5; для подъемных тросов — 4,5; для строп — 10; для грузовых и тяговых канатов грузоподъемных машин и механизмов — по табл. 242.

Сжимы для крепления стальных канатов (тросов) применяют преимущественно типа «сжим с планкой» (рис. 116). Размеры сжимов и расстояние между ними принимаются в зависимости от диаметров троса (табл. 243 и 244).



Винтовые стяжки, или фаркопфы (рис. 117), применяются для временного закрепления конструкций, а также для регулирования натяжения вант при усилиях не более 8 т (табл. 245).

Восьмерки для подъема грузов (рис. 118) применяются при монтаже сборных железобетонных конструкций весом не более 1,5 т (табл. 246).

Коуши (рис. 119, табл. 247) применяются для предохранения от перетирания участка троса, соприкасающегося с крюком и скобой. Коуши изготовляют обычно из листовой стали Ст. 3 штамповкой на ручных прессах.


Захваты для перемещения металла:

- клиновой (рис. 120, а) — для перемещения толстолистового металла в вертикальном положении; грузоподъемность 250кГ; зажатие листов происходит под влиянием их собственного веса;

- двухкулачковый (рис. 120, б) — для перемещения толстолистового металла в горизонтальном положении; грузоподъемность 500 кГ;

- клещевой (рис. 120, в) — для перемещения железнодорожных рельсов, двутавровых балок; грузоподъемность до 500 к Г;

- клещевой (рис. 120, г) — для перемещения круглых стальных брусьев диаметром до 150 мм в горизонтальном положении; грузоподъемность до 500 кГ.

Блоки и полиспасты. Наиболее широкое применение имеют блоки типа треста Стальконструкция (табл. 248). В шахтном строительстве используются главным образом блоки с количеством роликов 1—3, грузоподъемностью до 25 т.

Выбор полиспастов, блоков и тросов к ним производится по величине отношения веса поднимаемого груза Q к усилию Р в конце троса у лебедки

Значение коэффициента k для полиспастов с различным числом роликов может быть принято по табл. 249.

Данные о грузоподъемности и длине полиспастов приведены в табл. 250, 251 и 252.


Лебедки. Для монтажа шахтных конструкций применяются электрические лебедки грузоподъемностью 3 и 5 т (табл. 253) и ручные грузоподъемностью 1,3,5, и 7,5 т (для вспомогательных операций).


Домкраты применяются реечные, винтовые и гидравлические (табл. 254).

Сборочные инструменты и приспособления, применяемые при монтаже элементов сборных конструкций, приведены в табл. 255.







Яндекс.Метрика