Арматурные работы


Правила установки арматуры


Арматуру из вязаных сеток и каркасов или отдельных стержней устанавливают с соблюдением правил действующих технических условий:

- сварные стыки стержней арматуры из стали, подвергнутой холодной обработке, располагают так, чтобы площадь стержней, стыкуемых в одном сечении, не превышала 25% общей площади рабочей арматуры;

- стержни арматуры в местах пересечения сваривают или скрепляют проволокой;

- хомуты каркасов колонн и балок располагают перпендикулярно рабочей арматуре, за исключением случаев, особо предусмотренных проектом;

- пересечения стержней с углами хомутов сваривают или связывают полностью, пересечения стержней с прямыми участками хомутов могут быть перевязаны или сварены в шахматном порядке;

- крюки угловых стержней при стыковании продольной арматуры колонн внахлестку устанавливают под углом 45° к опалубке, крюки промежуточных стержней — под углом 90°, за исключением колонн малых сечений, бетонируемых с применением внутренних вибраторов. В этом случае крюки могут быть установлены под углом не менее 15°;

- концы хомутов каркасов колонн должны быть загнуты внутрь колонн; длина крюков должна быть не менее 60 мм при хомутах из стали диаметром до 8 мм и не менее 80 мм при хомутах из стали диаметром более 8 мм;

- стыки (замки) хомутов колонн располагают вразбежку (по вертикали) на пересечении с угловым продольным стержнем; в колоннах с перекрестными хомутами стыки их могут быть расположены на пересечении с одним из средних продольных стержней;

- расстояния в свету между стержнями продольной арматуры горизонтальных и наклонных элементов должны быть не меньше диаметра стержней, но больше 25 мм для нижней арматуры и 30 мм для верхней арматуры.

Стыкование сваркой рабочих стержней из горячекатаной стали гладкого и периодического профиля на месте установки сварных сеток и каркасов производят внахлестку или накладками; фланговых швов должно быть не менее двух. При соединении сеток стальной полосой общая длина фланговых швов должна быть не менее 10d (d — диаметр, или номер профиля, рабочих стержней).

Стыкование сварных каркасов (с односторонним расположением продольных стержней) и сеток без сварки на месте установки осуществляют внахлестку перепуском каркасов или сеток на длину, указанную В табл. 207.
Арматурные работы

При стыковании сварных сеток из гладких стержней на длине стыка должно быть расположено не менее трех стержней распределительной арматуры. При стыковании сеток из стержней периодического профиля, расположенных в растянутой зоне конструкции, приварка стержней в пределах стыка, в случае увеличения длины нахлестки на 5 d, не обязательна.

Стыки сварных сеток в направлении монтажных стержней выполняют внахлестку, причем расстояние между осями крайних рабочих стержней должно быть не менее 50 мм при диаметре распределительной арматуры до 4 мм и не менее 100 мм при большем диаметре.

Сетки, оканчивающиеся на свободной опоре, должны иметь хотя бы один поперечный стержень, расположенный за гранью опоры; при невозможности выполнить это требование (при разрезке рулонных сеток) на концах рабочих стержней устраивают крюки или приваривают дополнительные поперечные стержни.

Толщину защитного слоя бетона для рабочей арматуры при отсутствии указаний в проекте следует принимать по данным табл. 208.

Требуемую толщину защитного слоя бетона обеспечивают укладкой под арматуру бетонных или цементных подкладок. При применении сварной арматуры допускается приварка к ней упоров из обрезков стали в случае, если они выходят на оштукатуриваемые поверхности конструкций

Правильное положение верхней арматуры в плитах с двойной арматурой обеспечивают установкой подставок («лягушек») из круглой стали; двойной арматуры в стенах и перегородках — установкой бетонных или цементных прокладок (табл. 209).


Монтаж арматуры основных конструкций


Армирование фундаментов производят сетками и каркасами, изготовленными в мастерских.

Одновременно с установкой арматуры фундаментов устанавливают арматурные стержни нижней части колонн Верхние концы этих стержней выпускают над фундаментом на 30—40 диаметров для крепления к ним арматуры колонн, а нижние концы связывают хомутами и крепят к сетке фундамента.

Арматурные каркасы колонн устанавливают в опалубку кранами, после чего нижнюю часть рабочих стержней сваривают или связывают со стержнями, выпущенными над фундаментом или колонной нижележащего этажа. Перед установкой каркаса колонн проверяют и выправляют положение выпусков.

Арматуру балок (прогонов, ригелей) устанавливают готовыми каркасами при помощи кранов.

Если по условиям работ арматуру балок нельзя устанавливать целыми каркасами, то ее собирают рядом с местом укладки, непосредственно над опалубкой или в самой опалубке из отдельных стержней или из плоских сварных каркасов, соединяемых хомутами или поперечными стержнями.

Плиты железобетонных перекрытий и покрытий, как правило, армируют сварными сетками Армирование плит и покрытий сварными сетками производят укладкой их по опалубке в направлении, указанном в проекте На опорах сетку укладывают на верхнюю арматуру балок, а в пролете — на опалубку с подкладками для образования защитного слоя.

Арматуру стен и перегородок собирают на месте в опалубке, установленной с одной стороны.

Монтаж арматуры предварительно напряженных железобетонных конструкций


Предварительное напряжение арматуры железобетонных конструкций выполняется с целью уменьшения их веса и стоимости, а также увеличения несущей способности и трещиноустойчивости.

Использование в предварительно напряженных железобетонных конструкциях в качестве арматуры стальной проволоки с пределом прочности до 20 000 кГ/см2 приводит к экономии до 70% стали, а уменьшение объема конструкций — к экономии цемента.

При возведении монолитных железобетонных конструкций предварительное напряжение в них создается:

- последующим натяжением арматуры, закладываемой в каналы, которые оставлены в бетоне, или охватывающей конструкцию по наружной поверхности (преимущественно в резервуарах);

- использованием в качестве арматуры (иногда в качестве опалубки) для монолитного бетона заранее заготовленных струнобетонных элементов (сборно-монолитные конструкции).

Для напряженно армированных монолитных железобетонных конструкций, выполняемых по способу последующего натяжения арматуры, применяют следующее армирование:

- стержневое из горячекатаной стали периодического профиля марок Ст. 5 и 25Г2С или высокопрочной проволоки диаметром 8—10 мм,

- пучковое из высокопрочных проволок диаметром от 2,5 до 10 мм, гладкой и периодического профиля. Каналы, в которые закладывается арматура, образуются путем укладки стальных или резиновых труб, гофрированных трубок из тонкой жести или проволочных спиралей, намотанных на сердечник из стальной трубы.

Стальные или резиновые трубы, служащие для образования каналов, извлекаются через 1,5—2 часа после бетонирования; гофрированные жестяные трубки остаются в бетоне; проволочная спираль, вынимается после схватывания бетона, образуя в нем канал с гофрированной поверхностью.

Независимо от способа укладки арматуры, ее натяжение и анкерование производятся только после достижения бетоном проектной прочности. Натяжение арматуры всех видов осуществляется преимущественно при помощи гидравлических передвижных однопоршневых домкратов (табл. 210) или домкратов двойного действия (табл. 211), в которых величина натяжения контролируется по показанию манометра масляного насоса, а также по удлинению арматуры.

В отдельных случаях могут применяться винтовые домкраты или лебедки, при использовании которых величину натяжения определяют по удлинению арматуры.

Натяжение и анкеровка арматуры гидродомкратами производятся при помощи стержневых наконечников (концевиков) или без наконечников. Стержневые наконечники соединяются, со стержневой арматурой при помощи сварки, а с пучковой — путем запрессовки ее в специальном зажиме. В обоих случаях используют однопоршневые домкраты с гайковертом (рис. 95).

Натяжение и закрепление стержневой арматуры без наконечников производят однопоршневыми домкратами при помощи захвата. состоящего из металлической или бетонной втулки, двух парных сухарей и упорной гайки.

Натяжение и закрепление проволочных пучков без наконечников производят при помощи домкратов двойного действия (рис. 96), снабженных зажимными устройствами для захвата проволок и штоком для вдавливания анкерной пробки во втулку, закладываемую в опалубку до бетонирования.

Для питания гидравлических домкратов применяются передвижные насосные станции СМ-528 с ручным насосом или СМ-529 с приводным насосом.

После натяжения арматуры канал заполняют цементным тестом или раствором, нагнетая его растворо-насосом через отверстия, оставляемые в анкерных пробках или в теле бетонируемой конструкции. Цементное тесто применяется при каналах небольших сечений, по сравнению с сечением арматурного пучка, раствор — при каналах большого сечения. Водоцементное отношение должно быть не более 0,55; рекомендуются коллоидные смеси. В качестве вяжущего вещества преимущественно применяется быстро твердеющий или глиноземистый цемент.

Готовые струнобетонные элементы применяют в монолитных конструкциях в виде брусков прямоугольного, квадратного, треугольного или рельсовидного сечения. Струнобетонные элементы укладывают в опалубку в проектное положение до бетонирования конструкции, причем эти элементы одной или двумя сторонами могут выходить на поверхность конструкции, заменяя частично или полностью опалубку для монолитного бетона.

Для улучшения сцепления между бетоном конструкции и струнобетонными элементами поверхность последних со стороны, прилегающей к монолитному бетону, делается шероховатой или снабжается выпусками из отрезков арматурной проволоки. В тех случаях, когда струнобетонные элементы служат также и опалубкой для монолитного бетона, защитный слой напряженного бетона должен быть не менее 25 мм, для стержней, располагаемых в монолитном бетоне, — не менее 10 мм.

Перед бетонированием конструкции струнобетонные элементы должны быть смочены водой.

Возведение монолитных предварительно напряженных железобетонных конструкций, в которых в качестве арматуры (опалубки) используются струнобетонные стержни, производится так же, как и обычных конструкций, не имеющих предварительного напряжения.





Яндекс.Метрика