Опалубочные работы


Указания по выбору типа опалубки и поддерживающих лесов


В зависимости от характера конструкций и сооружений применяют различные типы опалубки (табл. 199).
Опалубочные работы

Конструкция опалубки и лесов


Опалубка и поддерживающие ее леса должны:

- обладать достаточной устойчивостью, жесткостью, прочностью и неизменяемостью;

- обеспечивать правильность формы, размеров и взаимного расположения частей возводимого сооружения, а также надлежащее качество поверхности бетона;

- надежно воспринимать вес и боковое давление свежеуложенной бетонной смеси, а также нагрузки, возникающие в процессе производства работ;

- допускать распалубку без сотрясений бетона, для чего элементы, поддерживающие опалубку, устанавливают на приспособления (клинья, домкраты, песочные цилиндры и др.).

Разборно-переставная опалубка должна допускать:

- снятие щитов опалубки боковых поверхностей и плит, независимо от днищ коробов балок и прогонов и поддерживающих опалубку лесов;

- поэтажную (поярусную) перестановку поддерживающих лесов по мере твердения бетона.

Разборно-переставная опалубка стен и ребристого перекрытия показана на рис. 87 и 88.


Для разборно-переставной опалубки применяют поддерживающие леса:

- поэтажные — для опалубки конструкций, расположенных на высоте не более 6 м от уровня установки лесов. Они состоят из инвентарных деревянных или металлических раздвижных стоек (рис. 89) и расшивки;

- стоечные (рис. 90) — для опалубки перекрытий, расположенных на высоте более 6 м, бункеров и отдельных балок, расположенных в несколько ярусов, и других конструкций в тех случаях, когда опалубка не может быть подвешена к арматуре; стойки лесов изготовляют из бревен или брусьев.

Подвесная опалубка (рис. 91) применяется при возведении железобетонных конструкций с несущей арматурой и изготовляется в виде блока с несущим арматурным каркасом. Размер арматурно-опалубочных блоков принимают в зависимости от характера конструкций, условий транспортирования и грузоподъемности монтажных механизмов. Опалубку балок с жесткой арматурой подвешивают к арматуре при помощи хомутов, болтов и пр.

Передвижная (катучая) опалубка состоит из подъемных опалубочных блоков, опирающихся на леса, собираемые отдельными секциями на рельсовых путях.

Вертикальные перемещения опалубки осуществляют при помощи домкратов, клиньев, талей, лебедок и других подъемных устройств, укрепленных на катучих лесах.

Общий вид катучей металлической опалубки цилиндрических сводов-оболочек приведен на рис. 92.

Подвижная (скользящая) опалубка (рис. 93) состоит из располагаемых по контуру возводимого сооружения кружал опалубки (высотой около 1200 мм), подвесных подмостей с рабочим полом и устройства для вертикального перемещения опалубки и подмостей, состоящего из домкратной рамы, винтового или гидравлического домкрата и домкратното стержня. В процессе бетонирования опалубку перемещают вверх без разборки. Снятие домкратных рам, а также разборку и опускание на землю подвижной опалубки производят при помощи крана небольшой грузоподъемности, перемещаемого по рабочему полу.

Железобетонная сборная опалубка применяется при возведении массивных бетонных и железобетонных сооружений: фундаментов под тяжелое оборудование, гидротехнических сооружений и, т. п. Такая опалубка представляет собой готовые сборные железобетонные плиты толщиной 4—6 см и весом 0,5—1,0 т с выпусками арматуры в сторону, прилегающую к монолитному бетону. Плиты при их установке привариваются этими выпусками к арматурному каркасу сооружения, а также соединяются между собой путем сварки закладных деталей. Пример применения сборной железобетонной опалубки для фундамента подъемной машины показан на рис 94.

Арматурные каркасы должны обеспечивать устойчивость железобетонных опалубочных плит в процессе их установки и после укладки бетона.

Применение готовой железобетонной сборной опалубки сокращает расход леса и уменьшает трудовые затраты. Экономический эффект от применения такой опалубки зависит от возможности организовать ее массовое производство при ограниченном числе типоразмеров, что определяется в каждом отдельном случае характером бетонируемого сооружения и объемом бетонных работ.

Допускаемые отклонения при установке опалубки и поддерживающих лесов


При установке опалубки и поддерживающих лесов величина допускаемых отклонений от проектных размеров изменяется в зависимости от характера и размеров конструкций (табл. 200).

Расчет опалубки и лесов


Опалубку, крепления опалубки и поддерживающие ее леса рассчитывают на нагрузки при невыгоднейшем их сочетании, в соответствии с указаниями, приведенными в табл. 201, 202, 203 и 204.



Указанные в табл. 204 динамические нагрузки учитывают полностью при расчете досок опалубки и поддерживающих их ребер. Прогоны, поддерживающие ребра, следует рассчитывать в соответствии с фактической расчетной схемой конструкции, учитывая динамические воздействия в виде сосредоточенных грузов от двух смежных ребер при расстоянии между ними менее 1 м и от одного ребра при расстоянии между ребрами 1 м и более, причем учитывают наиболее невыгодное расположение этих грузов.

Конструктивные элементы, поддерживающие прогоны, рассчитывают на нагрузки от двух смежных ребер, расположенных по обе стороны рассчитываемого элемента (при расстоянии между ребрами менее 1 м) иди от одного ребра, ближайшего к рассчитываемому элементу (при расстоянии между ребрами 1 м и более).

Расчет лесов и элементов, возводимых на высоте более 6 л и не защищенных от действия ветра, производят с учетом нагрузок от давления ветра При этом коэффициент устойчивости должен быть не менее 1,25.

Расчет устойчивости производят на совместное действие давления ветра и веса опалубки, а при установке опалубки совместно с арматурой, также и веса последней.

Прогиб элементов опалубки и лесов под действием нагрузок не должен превышать:

- для опалубки открытых поверхностей бетона — пролета элемента опалубки;

- для опалубки скрытых поверхностей бетона — пролета элемента опалубки;

- упругий прогиб или просадка поддерживающих опалубку лесов — 1/1000 свободного пролета соответствующей железобетонной конструкции.

Основное оборудование для механизации опалубочных работ


Для механизации различных видов опалубочных работ применяют машины и оборудование, приведенные в табл. 205.

Распалубка конструкций


Элементы боковой опалубки, не несущие нагрузки от веса конструкций, удаляют после достижения бетоном прочности, обеспечивающей сохранность поверхности и кромок углов этих элементов при снятии опалубки. Удаление несущей опалубки производится по достижении бетоном прочности (в процентах от проектной):

Распалубка конструкций и частичное их загружение при меньшей прочности бетона допускают при условии проверки расчетом наличия предусмотренного проектом запаса прочности под действием фактических нагрузок (табл. 206).

Опускание (раскружаливание) лесов, поддерживающих опалубку сводов, арок, бункеров и т. п., а также балочных конструкций пролетом более 8 м должно предшествовать разборке опалубки и производиться постепенно.

Раскружаливание осуществляют ослаблением клиньев, выпуском песка из цилиндров, опусканием домкратных винтов и иными средствами, обеспечивающими плавное опускание конструкций, поддерживающих опалубку.

Перед раскружаливанием сводов с затяжками, снабженными муфтами или другими натяжными приспособлениями, производят натяжение затяжек; раскружаливание воронок бункеров начинают с центральных стоек и ведут концентрическими рядами по направлению к периметру конструкции.





Яндекс.Метрика