Пакетная перевозка строительных материалов
Сущность пакетного способа транспортирования стеновых материалов заключается в перевозке материалов на поддонах без футляров, являющихся наиболее металлоемкой и дорогой конструктивной частью контейнера.
После погрузки контейнера на платформу или автомобиль футляр, который необходим для безопасности погрузочных работ, снимают с поддона. Груз следует далее на поддоне, а футляр остается в пункте отгрузки материала в качестве такелажного инвентаря.
В пути следования пакет поддерживается с боков прижимными бортами специально оборудованных для этой цели автомобилей и вагонов. При разгрузке ка поддон надевают инвентарный разгрузочный контейнерный футляр, в котором пакет поднимают и доводят до рабочего места либо до штабеля приобъектного склада.
Пакетный способ, по сравнению со способом перевозки стеновых материалов в контейнерах, дешевле на 20% и в 6—8 раз менее металлоемок.
В результате отбора и изучения различного созданного на стройках оборудования для пакетных перевозок Госстроем бывш. СССР в 1956 г. издана «Инструкция по доставке кирпича, керамических и шлакобетонных камней пакетами на поддонах» (И-114—56). Рекомендуются две группы комплектов оборудования и приспособлений, которые различаются способами захвата нагруженных поддонов: в одном случае захват осуществляется несущими элементами футляров и траверс за крючья поддона; в другом — путем подведения вилочных подхватов.
Поддоны первой группы (с крючьями) имеют размеры 520х1030 мм для пакетов весом 0,75 т и 390х1030 мм для пакетов весом 0,5 г. Кирпич укладывают на ребро и перевозят в автомобилях ЗИЛ-150 и прицепах У2-АП-3, оборудованных гидравлически управляемыми бортами (рис. 57).
Поддоны второй группы (с планками) имеют размеры 610х1030 мм для пакетов весом 0,75 и 0,5 т. Подъем производится полуавтоматическими маятниковыми подхватами — двухвилочным (рис. 58) для одного пакета и четырехвилочным для двух.
Пакетным способом перевозят и другие строительные материалы из числа поддающихся укладке в устойчивые пакеты определенных размеров. Открытый контейнер конструкции УНИИАТ для пакетирования строительных деталей показан на рис. 59. Контейнер состоит из деревянного поддона и крышки, стянутых между собой цепями.
Для пакетирования длинномерных изделий применяют хомуты и сжимы.