02.02.2021

Портовые склады угля


Необходимость устройства в портах складов вызывается несовпадением периодов поступления угля в порты и вывозом его из порта и неравномерностью перевозок в период навигации.

Различают склады базисные (длительного хранения), когда вследствие различной продолжительности навигации и вызываемого этим разрыва во времени приема и отправления груза в портах прибытия накапливаются крупные межнавигационные запасы угля. На этих складах уголь хранится 10 и более месяцев.

Склады оперативные или буферные (краткосрочного хранения) организуются в тех портах, где периоды прибытия и отправления грузов совпадают, но работа порта неравномерна в связи с несвоевременным поступлением средств транспорта (судов и железнодорожных вагонов), необходимостью образования смесей и т. п. На этих складах уголь хранится от двух недель до трех месяцев.

Склады смешанного назначения устраивают в тех случаях, когда на базисном складе одновременно выполняются операции, связанные с короткими и длительными сроками хранения угля.

Склады — бункерные станции предназначены для бункеровки судов.

Емкость портовых складов угля колеблется от 1—3 тыс. T (мелкие оперативные склады) до нескольких десятков и сотен тысяч тонн (базисные склады). Емкость складов бункерных станций также различна и достигает нескольких сотен тысяч и более тонн.

Склады угля располагают обычно на открытой территории порта.

Устройство портовых угольных складов должно отвечать требованиям, установленным для хранения каменноугольного топлива. Однако при этом должны учитываться некоторые специфические условия порта. Например, склад наиболее рационально располагать в непосредственной близости к причальному фронту против соответствующих причалов.

В зависимости от размещения склада относительно причальной линии выбирается способ подачи груза на причал (и обратно).

Способ подачи груза на причал влияет на общий характер устройства и оборудования склада. Однако наиболее типичным признаком в этом отношении является способ штабелирования угля.

Количество и размеры штабелей угля на складе определяются способом их формирования и разборки, применяемыми методами борьбы с самонагреванием и самовозгоранием (уплотнение, послойная укладка, обсыпка мелочью и т. п.), количеством марок и сортов угля, подлежащего хранению, а также условиями приемки и отпуска угля со склада.

Высота штабелей обычно составляет 8—10 м и в отдельных случаях достигает 15 м. Размеры штабелей в плане не ограничиваются и принимаются в соответствии с местными условиями, за исключением штабелей с углем, особенно склонным к самонагреванию и самовозгоранию, размеры которых принимаются с учетом специальных требований по хранению.

Разрывы между штабелями принимают из условий, исключающих возможность смешивания различных сортов и марок угля, и допускаются до 3 м; пожарные проезды — по противопожарным нормам. На складах легко самонагревающихся и самовозгорающихся углей предусматриваются свободные площадки для охлаждения чрезмерно нагревающихся углей. Размер площадок равен 15—20% площади, занятой штабелями высотой 8—10 м, и 20—25% при высоте штабелей более 10 м.

На бункеровочных причалах предусматриваются площадки для образования требуемых смесей угля.
Портовые склады угля

Емкость складов зависит от грузооборота порта и режима прохождения груза через порт. Для определения потребной емкости склада пользуются графическим или аналитическим методом. Имея график движения груза и дифференцированные данные о прохождении его по месяцам, декадам, неделям, можно построить интегральный график поступления и отправления (рис. 95). На графике по оси абсцисс откладывают время t, по оси ординат — суммарное количество Q поступающего или отправляемого груза, считая с начального момента. Разность ординат кривых будет соответствовать количеству груза, находящегося на складе в каждый данный момент времени, а наибольшее ее значение — требуемой емкости склада Emax, разность ординат в начальный и конечный моменты периода навигации (или года) будет соответствовать переходящему остатку на складе Eo.

Емкость базисных складов определяется количеством груза, которое может накопиться на складе к началу отправления или к концу прибытия.

Если календарные периоды прибытия и отправления груза не совпадают, то потребная емкость склада E

где tпр — период приемки груза на склад до начала отправления, суток;

tот — период отправления груза со склада с момента прекращения поступления на склад, суток;

q, qот — среднесуточная интенсивность прибытия и отправления груза, т/сутки.

При расчете следует учитывать колебания сроков начала и конца навигации.

При определении емкости портовых складов необходимо учитывать емкость складов отправителя и получателя, а также режим работы железнодорожного или другого вида транспорта, связывающего эти склады с портом. Емкость портового склада может быть уменьшена при соответствующем увеличении емкости склада отправителя или получателя.

Этот вопрос особенно тщательно должен рассматриваться в случаях сравнительно близкого расположения шахт от порта и когда шахты по рельефу местности или другим условиям не располагают площадями, пригодными для размещения склада, или когда организация склада при шахте связана с крупными капиталовложениями, а в то же время непосредственно к порту примыкает свободная территория. Могут быть и обратные явления, когда развитие портового склада вызывает чрезмерно большие затраты, а на близлежащих шахтах возможно размещение крупных складов (Бухта Угольная, Сангарский Рудник).

Оптимальное решение должно быть найдено в результате сравнительных экономических расчетов.

Емкость оперативного склада в портах с учетом неравномерности работы флота и железнодорожного транспорта должна быть не менее грузоподъемности двух судов и может быть определена по заданному среднему сроку хранения tхр груза на складе

где Qск — количество груза, проходящего через склад за период навигации t, т.

Средний срок хранения и число оборотов груза на складе за год (навигацию) определяются на основании опыта. Например, средний срок хранения углей, проходящих через порты Жданов, Одесса и Поти, составляет 10—15 дней, а через порт Мурманск — 7—8 месяцев.

Величина Qск определяется в зависимости от годового грузооборота Q порта и коэффициента складирования kск = Qск/Q или коэффициента транзита kтр = (1,0 —kск).

Прохождение груза через порт транзитом, минуя склад, является экономически наиболее эффективным, поэтому величина kск и емкость склада перевалочного порта должны быть минимальными и строго обоснованными.

Площадь склада определяется исходя из его емкости, она зависит от количества и размера штабелей, необходимых разрывов между штабелями для прохода людей, движения транспорта и перегрузочных машин, размера площадок для охлаждения угля и других противопожарных требований.





Яндекс.Метрика