02.02.2021

Порты для вывоза и ввоза угля


Порт (от латинского portus — гавань, пристань) — участок берега моря, озера или реки с прилегающей водной площадью, естественно или искусственно защищенной от волнения и оборудованной устройствами для спокойной стоянки судов и погрузочно-разгрузочных и других операций по их обслуживанию.

Порты подразделяют на морские, речные и озерные.

Морские транспортные порты включают: порты общего назначения, где производится перегрузка различных грузов, специализированные, в которых преобладает один вид груза (уголь, руда, нефть и пр.); пассажирские для обслуживания пассажирских перевозок; порты — бункеровочные базы (станции), служащие для снабжения судов топливом, пресной водой, продовольствием; порты промысловые (рыбные) и порты-убежища — для укрытия мелкого флота во время штормов.

По географическому расположению различают порты на морях ливных (с большой амплитудой приливно-отливных колебаний уровня) и порты на морях безливных. В первых нередко акватория (водная поверхность) порта отдаляется от моря шлюзом (Англия), поддерживающим более или менее постоянный уровень воды. Такие порты часто называются закрытыми, они состоят из ряда бассейнов (доков), входящих в берег.

Порты, непосредственно соединенные с морем, называются открытыми. Различают морские порты, расположенные непосредственно на открытом морском берегу или в пределах полузащищенных или совершенно защищенных от волнения бухт, и порты, расположенные в устье реки или на некотором расстоянии от него. Для портов на открытом берегу и в полузащищенных бухтах необходима постройка оградительных сооружений (волноломов, молов).

Порты располагают также в лиманах-заливах, отделенных от моря песчаной косой, или на каналах, проникающих в глубь суши. Возможно расположение портов на естественном или искусственном острове (островные порты).

По транспортному значению различают порты: мировые (Ленинград, Одесса, Роттердам, Гамбург, Лондон, Нью-Йорк и др.), в которые направляются мощные грузовые потоки с океанов на материк и обратно; международные, служащие для обмена грузов между отдельными странами, и порты местного значения, обслуживающие суда каботажного плавания. Каботаж — морское сообщение между портами данной страны, расположенными на побережьях различных морских бассейнов (большой каботаж) или на побережье одного и того же бассейна (малый каботаж).

Основные элементы порта. Акватория — водная площадь для движения, стоянки и маневрирования судов. В состав акватории входят: водные подходы, рейды и внутренние бассейны.

Водные подходы — естественные или искусственные (каналы), обеспечивающие возможность безопасного прохода судов заданных размеров и осадки с. моря в порт.

Рейды — акватории, защищенные от значительного волнения, служат для размещения и установки на якорях судов перед причаливанием или после отхода от причала до выхода в море. При отсутствии в порту глубоководных причалов на рейдах производят перегрузочные операции с морских судов на мелкие вспомогательные суда (лихтеры) для дальнейшей подачи грузов к мелководным береговым причалам и обратно, например рейды мелководных открытых портовых пунктов на о. Сахалине (Октябрьский, Шахтерск, Мгачи и др.), через которые отгружается уголь на морские суда.

Внутренние бассейны могут быть образованы естественным очертанием берега, оградительными сооружениями, отделяющими их от открытого моря (рис. 73), или устроены в виде ковшей, вырытых в береге. Они предназначены для стоянки судов у причалов и всех основных перегрузочных и вспомогательных операций. Внутренние бассейны должны быть защищены от волнения и иметь достаточные размеры для маневрирования судов при постановке к причалам.
Порты для вывоза и ввоза угля

Территория порта — береговая часть с соответствующим оборудованием, прилегающая к акватории. На территории, примыкающей к причалам, размещаются железнодорожные пути и автопроезды, крытые и открытые склады для кратковременного хранения грузов и перегрузочные устройства. В тыловой части территории порта располагаются: склады для долгосрочного хранения грузов, внутрипортовые перегрузочные и сортировочные железнодорожные пути, автодороги, административные и служебные здания.

Оборудование портов: механические перегрузочные устройства (краны), складские помещения, железнодорожные пути и автодороги, энергоустановки, системы водопровода, канализации, радио и телефонной связи, устройства для бункеровки флота, судоремонтные устройства, судоходная обстановка (маяки, огни, створы, буи), обеспечивающая безопасность подхода и маневрирования судов, буксировочные и плавучие средства (портовые буксиры, баржи, катера, плавучие бункеровщики, ледоколы) и другие устройства.

Основные гидротехнические сооружения порта: оградительные, причальные, судоподъемные (доки, слипы, эллинги) и берегоукрепительные.

Порты характеризуются глубиной акватории и причалов, длиной причальной линии, отметкой территории.

Расчетные глубины отсчитываются от самого низкого судоходного горизонта, называемого ординаром (на реках — «меженью»). Наибольшие глубины принимают на внешних подходных каналах и в воротах порта.

Длина причальной линии определяет количество судов, которые могут одновременно стоять у причалов. Она зависит от расчетной длины судна и необходимой свободной длины причала между судами. Свободная длина причала принимается: для судов длиной более 150 м — 20 м; от 150 до 85 м — 15 м; 85 и менее метров—10 м. Кроме грузовых, устраиваются пассажирские и служебно-вспомогательные причалы; последние предназначаются для бункеровки, стоянки служебного и технического флота и для ремонта судов.

Количество причалов определяется в зависимости от размеров годового грузооборота, режима прохождения грузов через порт, грузоподъемности судов, оборудования причального фронта перегрузочными устройствами, производительности этих устройств, интенсивности грузовых работ.

Отметка территории порта для удобства планировки и прокладки железнодорожных путей принимается постоянной. Возвышение территории над уровнем моря: на морях безливных — 2—3 м над ординаром и в морях ливных — не менее 1 м над высоким приливным горизонтом.

Для транспортирования угля строят специальные порты или в порту, предназначенном для различных грузов (и пассажирских операций), создают отдельный угольный район. Генеральный план угольного порта (района) должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к портам, и отражать некоторые особенности перегрузки и хранения угля.

Пo санитарным условиям (запыление) угольные причалы должны быть достаточно удалены от прилегающих населенных частей города и пассажирского района порта, а также от района (причалов) других грузов в порту (зерно, рефрижераторные грузы, пиленый лес и т. п.) во избежание порчи этих грузов угольной пылью. При расположении угольных причалов и складов необходимо учитывать направление господствующих ветров.

В случае отгрузки углей, склонных к самонагреванию и самовозгоранию, при расположении причалов необходимо учитывать правила противопожарной безопасности.

Ширина территории порта должна соответствовать технологической схеме переработки грузов и давать возможность располагать вдоль причалов склады надлежащей площади, необходимое количество железнодорожных путей и автопроездов.

Для угольных складов в портах необходима сравнительно большая площадь, особенно в связи с созданием крупных межнавигационных запасов, многообразием сортов и марок угля (порт Жданов и др.), а также длительными сроками хранения.

Угли, особенно склонные к самонагреванию и самовозгоранию, следует складировать невысокими штабелями (3—5 м), что также приводит к увеличению площадей.

Большие площади иногда необходимы для размещения сортировочных и перегрузочных железнодорожных путей, особенно при крупных грузооборотах с погрузкой угля в суда непосредственно из вагонов без хранения в штабелях («склад на колесах», рис. 74). Такая система характерна для портов, расположенных на близких расстояниях от шахт (порты Южного Уэльса — Кардиф, Бристоль, Толбот, а также некоторые порты США).

Иногда, ввиду горного рельефа местности и других условий, организация угольного склада на шахтах затруднительна или практически невозможна. Это приводит к необходимости выделения в порту дополнительных площадей для хранения добываемого угля.

Речные порты устраивают на свободных реках или шлюзованных реках, судоходных каналах, искусственных водохранилищах и озерах.

Порты на свободных реках подразделяются на русловые, расположенные в пределах русла реки, и внерусловые, расположенные в естественных староречьях или искусственно вырытых бассейнах (рис. 75).

В русловых портах на свободных реках горизонт вод подвержен большим колебаниям (между меженью и паводком), достигающим на крупных реках 10—15 и более метров.

Внерусловые порты устраивают при меньшем колебании горизонта вод, в частности на устьевых участках.

Порты на шлюзованных реках имеют меньшие колебания горизонта вод и также могут быть русловые и внерусловые.

Порты каналов располагаются на специальных уширениях канала или в примыкающих к каналу бассейнах и имеют небольшие колебания горизонта воды.

Порты крупных водохранилищ и озер во многом аналогичны морским, также требуют защиты от волнения, но имеют (особенно на водохранилищах) специфический уровенный режим.

Речной порт, аналогично морскому, имеет акваторию и территорию. Особенностью акватории речных портов является наличие двух рейдов — прибытия и отправления судов, на которых формируются и расформировываются речные составы и откуда отдельные баржи буксирами подаются к причалам. Во избежание стеснения транзитного судового хода и акватории порта рейды выносятся обычно на участки реки, расположенные выше и ниже причалов.





Яндекс.Метрика