Типы морских и речных судов, используемых для перевозки угля


Морские углерудовозы (рис. 68) — специальные суда, приспособленные для загрузки и разгрузки их грейферными кранами, перегрузочными мостами и т. п. Они имеют больших размеров люки и особую форму трюмов, при которой исключается необходимость разгребания угля от люка под палубу при погрузке и подгребания его из-под палубы к люку при выгрузке.

Углерудовозы имеют одну палубу. Машинное отделение расположено в кормовой части судна, поэтому тоннель гребного вала не проходит через трюмы и не мешает работе грейферов. Выступающие элементы корпуса в трюмах сведены к минимуму для облегчения и ускорения перегрузочных работ. Под палубой у бортов и в двойном дне судна размещаются балластные цистерны. В диаметральной плоскости судна (в верхней части трюма в просветах между люками) ставится иногда продольная переборка, препятствующая перемещению угля с борта на борт при сильной качке.
Типы морских и речных судов, используемых для перевозки угля

Для перевозки угля по морским путям, кроме рудовозов, применяют в отдельных случаях однопалубные грузовые суда, на которых машинное отделение расположено в средней части судна. Люки на таких судах имеют небольшие размеры, поэтому количество разгребаемого и подгребаемого угля под палубой достигает 40—50% от грузоподъемности судна.

Температура угля в трюмах контролируется при помощи температурных трубок.

Наибольшую опасность для судна представляют выделяемые углем легковоспламеняющиеся газы, скопляющиеся в верхней части трюма. Для удаления этих газов на углевозах предусматривается надежная вентиляция, строго соблюдаются правила безопасности: He допускается открытый огонь, курение над грузовыми люками и др.

Речные суда весьма разнообразны по типу, материалам и размерам. Каждый речной бассейн имеет суда, приспособленные для местных условий плавания. Уголь транспортируют в несамоходных баржах при помощи буксиров.

Речные баржи в зависимости от отношения площади люков к общей площади палубы баржи подразделяют на палубные и полупалубные, а также открытые и баржи-площадки; последние не имеют грузового трюма, поэтому груз полностью размещается на палубе.

Грузовые баржи новых типов — металлические, приспособленные для механизированной погрузки-выгрузки и к условиям плавания на крупных водохранилищах (табл. 78).

Баржи грузоподъемностью 600—1000 т — средние и мелкие, по осадке могут быть использованы на магистральных реках и из притоках.

Баржи грузоподъемностью 2000—3000 т имеют двойное дно и двойные борта, что исключает необходимость устройства поперечных переборок, стесняющих работу перегрузочных машин, и придает баржам необходимую прочность для плавания на озерах.

В Англии уголь перевозят в баржах и плавучих контейнерах грузоподъемностью по 35 т, которые буксируют составами по 19—20 шт. (рис. 69).

На реках США грузоподъемность барж для сухих грузов достигает 4600 г. Наиболее распространенным способом вождения барж является толкание, особенно при перевозках нефти, угля и т. п.

Баржи для толкания различают концевые с закругленными оконечностями и типа ящиков-понтонов, предназначенных для установки в средней части толкаемого состава (рис. 70). Длина барж достигает 90 м, ширина 16—16,5 м. На реке Миссисипи грузоподъемность толкаемых составов достигает 30 тыс. г при длине со-300 м и более; на р. Огайо — 20 тыс. т.

На Великих Озерах грузы перевозят на специальных самоходных судах (рис. 71). Эти суда преимущественно паровые, машинно-котельное отделение расположено в корме. Трюмы — открывающиеся, разделенные на ряд поперечных отсеков. Грузоподъемность судов 12—15 и более тысяч тонн.

Саморазгружающиеся суда для сыпучих грузов (рис. 72) имеют трюмы в форме бункера. Груз из бункеров поступает на расположенные под ними транспортирующие устройства, которыми подается на берег. Морские и озерные саморазгружающиеся суда имеют два ряда продольных бункеров. На Великих Озерах в США саморазгружающиеся суда составляют 10% тоннажа, грузоподъемность их достигает 20 и более тысяч тонн. Под бункерами в каналах расположены конвейеры или скреперные установки, с которых груз при помощи наклонного элеватора или наклонного конвейера подается на поворотную подъемную конвейерную стрелу или на другое устройство, затем на береговые приемные устройства или в отвал. Вылет стрелы достигает 60 и более метров, интенсивность разгрузки — 2000 и более тонн в час.

С саморазгружающихся несамоходных речных барж груз выдается на берег поперечным палубным конвейером, на который уголь поступает с конвейера, расположенного под бункерами.

Стоимость саморазгружающихся судов значительно выше обычных, полезная грузоподъемность с устройством бункеров снижается на 10—15%, но наличие механизированной разгрузки позволяет значительно сократить длительность стоянки судна в порту и количество занятых рабочих. На специализированных линиях не требуется установки кранов в приемных пунктах, а при большом вылете стрелы взамен вертикальных набережных можно возводить более дешевые — откосные. Однако в силу особых условий применения саморазгружающиеся суда большого распространения не получили.

Выбор типа судов для данного направления перевозок производится на основании специальных исследований и технико-экономических расчетов. При этом анализируют характер и условия предстоящей работы судна с учетом требований в отношении скорости доставки груза, возможности загрузки грузом на обратных рейсах (например, при перевозке угля из Донбасса по Волго-Донскому каналу, р. Волге и р. Каме обратным грузом может быть лес и др.).





Яндекс.Метрика