02.02.2021

Общие сведения о доставке угля водным транспортом


Уголь является одним из основных грузов, перевозимых по морским и речным путям. Для некоторых районов водный транспорт является единственным способом вывоза угля с мест добычи (Крайний Север, Дальний Восток бывш. СССР).

Для отправки водным транспортом уголь концентрируется в портах отправления, куда он доставляется с шахт или карьеров в основном по железным дорогам. Подача угля с шахт непосредственно в порты осуществляется реже (некоторые портовые пункты Сахалина, бухта Угольная, Сангарский рудник и др.). В таких случаях для доставки угля в порт используют канатно-подвесные дороги, ленточные конвейеры, узкоколейный рельсовый транспорт и др.

Из портов прибытия уголь направляется местным потребителям: прибрежным электростанциям, промышленным предприятиям, для коммунальных нужд прибрежных городов, а также вывозится сухопутным транспортом в отдаленные от водных путей районы.

Доставка угля водным транспортом наиболее дешевая. Увеличение размеров судов, мощности судовых двигателей и ходовых скоростей судов, улучшение водных путей, применение новейшей навигационной техники, механизации перегрузочных операций позволяют значительно снизить стоимость перевозок и сократить сроки доставки грузов.

Основной недостаток водного транспорта — сезонная работа из-за замерзания многих рек, каналов и некоторых морских портов. В некоторых районах навигационный период продолжается только 3—4 месяца, это вызывает необходимость создания в портах больших межнавигационных запасов угля и дополнительные затраты на устройство и содержание угольных складов.

Главные направления морских перевозок углей в бывш. СССР: донецкие угли и антрациты вывозят через порт Жданов в черноморские порты: Одессу, Новороссийск, Поти и в район Керчи; сахалинские угли — в порты Дальнего Востока: Владивосток, Находка, Ванино, в Петропавловск-Камчатский; печорские угли — в Мурманск и Архангельск через порт Нарьян-Мар на р. Печоре; шпицбергенские угли — в Мурманск и Архангельск.

Из некоторых районов уголь перевозят по морю на небольшие расстояния для местного снабжения, например, из бухты Угольная — в порт Провидения; из Дудинки — в порт Диксон.

В бывш. СССР среди перевозок сухих грузов морским путем уголь занимает около 30%.

На внутренних водных путях бывш. СССР перевозка угля осуществляется главным образом по рекам Волге, Дону и Днепру. Ведущее место занимает река Волга. Благодаря постройке Волго-Донского канала им. В.И. Ленина уголь Донецкого бассейна стало возможно вывозить водным путем на р. Волгу.

В большом количестве уголь перевозят по Иртышу, Лене, Енисею, Оби и другим рекам европейской и азиатской частей бывш. СССР.

В Западной Европе морской транспорт угля тесно связан с речным. Все главные реки Западной Европы, за небольшим исключением, выходят к морским портам побережья Атлантического океана. В устьях рек возникли и получили развитие мировые морские порты: Роттердам, Лондон, Антверпен, Гамбург, Гавр, Бремен и другие, которые одновременно являются и крупнейшими речными портами.

Важнейшие внутренние водные пути: р. Рейн с притоками Майн и Неккар, реки Везер, Эльба, Сена, Рона, Маас, Темза, Шельда, Одра (Одер) и каналы Средне-Геомангкий Альберта (Бельгия), Манчестерский морской (Англия).

Перевозки по внутренним водным путям ФРГ в 1953 г. составили 101 млн. т, из них каменного и бурого угля — 30,9%.

На Рейне и во всей Западной Европе самыми крупными по грузообороту угля являются порты Дуйсбург (в 1954 г. через него прошло 5 млн. т угля), Дюссельдорф, Кёльн, а также Страсбург.

Среди капиталистических стран внутренний водный транспорт наиболее развит в США. Внутренние водные пути США можно разделить на три группы:

- сеть судоходных рек и каналов (наиболее развита в восточной части страны);

- система Великих Озер: Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио с обходными, соединительными и обеспечивающими выход к морю каналами и реками;

- внутренний водный путь протяженностью свыше 4 тыс. км вдоль Атлантического побережья США и Мексиканского залива (Интракостал, называемый у нас иногда Береговым каналом).

В США около 30% угля, первоначально погруженного на шахтах в железнодорожные вагоны, поступает на место назначения в баржах, озерных транспортах или в морских судах. Например, перевозки угля в баржах в портах Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор и Чикаго составляют около 30 млн. т в год.





Яндекс.Метрика