Универсальные автопогрузчики
Наиболее распространенные погрузочно-разгрузочные и транспортирующие машины в пределах шахтного двора — универсальные автопогрузчики (рис. 120).
Автопогрузчики применяют: для перегрузки и штабелирования крупных штучных грузов, упакованных в ящики, и мелких штучных грузов, упакованных в контейнерах, пакетов лесоматериалов, бревен; для перегрузки различного машинного оборудования и железобетонных изделий; для погрузки и штабелирования сыпучих материалов; для монтажа машинного оборудования при сооружении промышленных предприятий и при возведении одно-, двухэтажных домов из стеновых панелей.
Автопогрузчики выпускаются с электрической тягой — для работы в закрытых складах и помещениях (табл. 81) и с двигателем внутреннего сгорания — для работы на открытых площадках (табл. 82).
Наибольшее распространение на площадке шахтного двора получили автопогрузчики с двигателем внутреннего сгорания на пневмошинах, имеющие большую скорость передвижения, чем автопогрузчики на грузовых шинах, и обладающие хорошел проходимостью по дорогам с естественным покрытием.
В зависимости от вида выполняемой работы на автопогрузчиках монтируется соответствующее сменное оборудование (рис. 121):
- вилочный захват — для укладки груза в несколько ярусов, погрузки и выгрузки грузов из вагонов, штабелирования материалов, формирования пакетов из рудничных стоек, транспортирования лесоматериалов, оборудования, контейнеров, пакетов и др.;
- блочная и безблочная стрелы — для подъема тяжеловесных грузов, строительно-монтажных и перестановочных работ на стройплощадках, складах и др.;
- специальный гидравлический захват — для разгрузки круглого леса из гондол и штабелирования его на складе;
- ковш и грейфер — для перегрузки и штабелирования сыпучих материалов (песка, щебня, угля и др.).
Наибольший подъем по сцеплению для автопогрузчиков на дорогах с твердым покрытием принимается: на пневматических шинах — до 150 промилле, на грузовых шинах — до 100 промилле; уклон рабочей площадки в сторону груза — не более 25 промилле; уклон при движении автопогрузчика, оборудованного вилочным захватом, с грузом — не более 50 промилле.
Применение универсальных вилочных автопогрузчиков наиболее эффективно для транспортирования штучных грузов весом более 70—80 кГ на расстояние до 300—400 м.
Производительность автопогрузчика марки 4001 с безблочной стрелой на погрузке контейнеров с кирпичом в автомашину или на разгрузке с автомашины при расстоянии перевозки 30 л составляет 12—15 циклов в час.
Производительность автопогрузчиков марки 4001 и 4003 с блочной стрелой при погрузке и разгрузке контейнеров весом 2,5 т на железнодорожную платформу в два ряда при дальности перевозки 45 м составляет 14—15 циклов в час, продолжительность разгрузки (погрузки) железнодорожной платформы с восемью контейнерами — 32—35 мин. Разгрузка гондолы с крупным лесом погрузчиком марки 4001, оборудованного гидравлическим захватом, осуществляется за двадцать циклов.
Производительность автопогрузчиков марки 4001, 4003, 4000М, оборудованных ковшом для погрузки сыпучих грузов в автомашину при расстоянии перевозки 15—20 м, следующая, м3/час:
Автопогрузчики 4001 и 4003 с ковшом применяют также для заполнения углем тендеров паровозов. В этих случаях устраивают специальную площадку, уровень которой поднимают на 0,5—0,8 м выше головки рельса.
Тяжелые длинномерные грузы на вилках транспортируют двумя автопогрузчиками, при этом скорость движения их не должна превышать 5—6 км/час.
Для увеличения коэффициента использования автопогрузчика с вилочным захватом груз укладывают на подкладки (деревянные бруски высотой 80—100 мм), а мелкие штучные грузы на специальные поддоны (рис. 122).
Грузоподъемность автопогрузчика с вилочным захватом изменяется в зависимости от расстояния между центром тяжести груза и подъемной рамой (рис. 123) и определяется по формуле (из условий устойчивости)
где Gm — вес автопогрузчика, приходящийся на задние колеса, т;
l — колесная база, мм;
k — коэффициент устойчивости, равный для малых автопогрузчиков 1,4 и для больших, работающих на дорогах с твердым покрытием, — 1,75;
b — расстояние от центра тяжести груза до стоек вилок, мм;
а — расстояние от стоек вилок до опоры (центра ведущих колес), мм.
При тяговых расчетах безрельсового транспорта определяют силу тяги по мощности двигателя и силу тяги по сцеплению.
Сила тяги по мощности двигателя
где N — мощность двигателя, л. с.
v — скорость движения, км/час,
n — общий коэффициент полезного действия механизмов передачи, равный 0,82—0,9.
Во избежание буксования ведущих колес электротележки необходимо, чтобы сила тяги по мощности двигателя не превышала силы тяги по сцеплению, т. е.
где w — коэффициент сцепления;
Pc — сцепной вес машины, кГ.
Наибольший вес машины (брутто)
где w0 — удельное сопротивление движению, веса машины;
i — уклон пороги, промилле.
Вес прицепов (брутто)
где w0' — удельное сопротивление движению прицепов, обычно принимаемое равным w0.
Удельное сопротивление движению безрельсового подвижного состава, кГ на 1 т веса.
- Автоэлектротележки
- Самоходные тележки
- Рельсовый узкоколейный транспорт
- Транспорт на площадке шахтного двора
- Определение основных параметров централизованных систем смазки
- Оборудование для систем смазки
- Общие сведения о системах смазки
- Схемы управления транспортными системами
- Средства автоматизации работы транспортных установок
- Общие сведения об автоматизации работы транспортных установок