02.02.2021

Рельсовый узкоколейный транспорт


Ширина колеи рельсовых путей на площадке шахтного двора угольных шахт обычно 600 и 900 мм. На старых шахтах еще существуют рельсовые пути с колеей шириной 550, 575 и 750 мм.

Продольные уклоны узкоколейных путей принимают в пределах 15-20 промилле.

На рабочих площадках, во избежание самокатного движения вагонеток, продольные уклоны принимают в зависимости от грузоподъемности подвижного состава.
Рельсовый узкоколейный транспорт

Минимальные радиусы закруглений путей на площадке шахтного двора не менее 7 C (где С — наибольшая жесткая база подвижного состава), за пределами шахтного двора — не менее 10 С.

Земляное полотно для узкоколейных путей устраивается с незаглубленным (рис. 103) и с заглубленным (рис. 104) балластным слоем.

Пути с незаглубленным балластным слоем целесообразно устраивать за пределами промплощадки или на территории, удаленной от цехов, с незначительным движением безрельсового транспорта, когда пути не связаны с отметками чистого пола в зданиях и планировочными отметками лесного склада и рабочих площадок.

На шахтном дворе узкоколейные пути обычно связаны с отметками чистого пола зданий и прокладываются по центральной части промплощадки, где они пересекают автопроезды, тротуары и рабочие площадки с твердым покрытием, вследствие чего укладку узкоколейных путей следует производить с заглубленным балластным слоем.

Устройство путей с незаглубленным балластным слоем вызывает необходимость повышения проездов и тротуаров в местах пересечений, чем нарушаются планировка, система водоотвода и благоустройство промплощадки.

Возвышение головки рельса над уровнем планировки промплощадки принимают по данным, приведенным в табл. 73, или определяют по формуле

H = h + h1,


где h — высота водосливной призмы, см;

h1 — высотa верхнего строения пути, см.

Уровень земляного полотна путей с заглубленным балластным слоем располагается ниже уровня планировки на величину, равную толщине балластного слоя под шпалой, плюс высота шпалы.

Поперечный профиль земляного полотна в этом случае односкатный в сторону дренажа, с уклоном для дренирующих грунтов 0,01, для слабодренирующих и водонепроницаемых грунтов 0,04.

При вводе узкоколейных путей в здания головка рельсов укладывается на уровне чистого пола при усовершенствованном покрытии и поднимается на высоту рельса при земляных полах (рис. 105).

Толщина балластного слоя под шпалой должна быть не менее 10 см для однотонных вагонеток, 12 см для двухтонных и трехтонных вагонеток и 15 см для пятитонных вагонеток.

В качестве балласта используют средние и крупнозернистые пески, гравий, щебень, просеянный доменный или котельный шлак.

Водоотвод и дренажные устройства


Водоотвод в пределах промплощадки осуществляется открытыми кюветами, закрытыми дренажными устройствами при наличии высокого уровня грунтовых вод и комбинированием открытых и закрытых водостоков.

Обычно площадки шахт занимают территорию 10—15 га, поэтому наиболее приемлемым способом водоотвода является открытый. Для этой цели используют лотки (подзоры) проезжей части автопроездов, кюветы железнодорожной станции и нагорные канавы.

Если подстилающими грунтами площадки являются водоупорные тяжелые суглинки или глины, то при осадках, превышающих 400 мм в год, полотно дорог (рельсовых и безрельсовых) необходимо охранять от проникновения в него воды путем применения специального дренажного устройства (рис. 106) для отвода вод.

Дренаж устраивается в виде дырчатых керамиковых труб и дырчатых деревянных лотков или же путем засыпки прорезей крупным щебнем, галькой, шлаком крупностью 5—10 см. Предельные уклоны трубчатых дренажей принимают 0,005—0,015, беструбчатых — не менее 0,01.

Условия водоотвода ухудшаются, когда планировка площадки имеет уклон 0,001—0,002. В этом случае полотну пути придают «пилообразный» продольный профиль (рис. 107), из пониженных мест которого устраивают поперечный дренаж в сторону канав, открытых лотков или закрытых водостоков.

В песчаных и супесчаных грунтах не делают дренажа.

Особо важное значение водоотвод имеет в условиях макропористых (лёссовидных) грунтов, которые при проникновении в них влаги разрушаются и дают значительную осадку. Для устранения обводнения земляного полотна путей его покрывают водонепроницаемой одеждой: уплотненным слоем мягких суглинков, пропитанным битумными материалами, слоем глинобетона или гравия, мелкого щебня или металлургического шлака, втрамбованных в грунт на глубину 10—15 см с заливкой битумными материалами (рис. 108).

Габарит приближения строений и подвижного состава


Габаритом приближения строений и подвижного состава определяются безопасные границы приближения к пути различных путевых устройств, сооружений, строений и размеры контуров подвижного состава.

Габаритом приближения строений называется такое предельное поперечное очертание, перпендикулярное оси пути, внутри которого, кроме подвижного состава, не располагают никаких устройств или сооружений, а также их отдельных частей.

Габаритом подвижного состава называется такое предельное поперечное очертание, в котором, не выходя за его пределы, размещаются, при условии стоянки на прямом горизонтальном пути, локомотив в рабочем состоянии, груженая вагонетка или другой подвижной состав со всеми выступающими частями.

На рис. 109 показан габарит приближения строений и подвижного состава на прямых участках пути при использовании в качестве локомотивов аккумуляторных электровозов типа 2АРВ, 2АРН, 8АРВ и 12 APB и вагонеток грузоподъемностью до 5 т.

Ширина междупутий смежных откаточных путей устанавливается исходя из ширины подвижного состава и зазора между составами не менее 0,5 м, а на пунктах с длительной стоянкой вагонеток — не менее 0,75 м.

Зазор между габаритом подвижного состава и выступающими частями зданий и сооружений должен быть не менее 1 м; расстояние от крайнего рельса до кромки проезжей части автодороги (при совмещении откаточного пути с автодорогой) — не менее 1 м.

На криволинейных участках пути (рис. 110) расстояние от оси пути до габарита приближения строений увеличивается.

Уширение габарита на криволинейных участках пути определяется по формулам:

где R — радиус кривой, мм;

L — длина локомотива, мм;

С — расстояние между крайними осями локомотива, мм.

Подвижной состав


В качестве локомотивов на узкоколейных путях шахтной площадки применяют мотовозы и электровозы (аккумуляторные и контактные).

Мотовозы по роду двигателя подразделяются на две основные группы: с двигателями карбюраторного типа, работающими на легком топливе (бензине, бензоле, газолине), и дизельные, работающие на тяжелом топливе (нефти, нефтяных остатках и др.).


Аккумуляторные электровозы. На шахтах небольшой производственной мощности используют электровозы АК-2 типа «Карлик» сцепным весом 2 т, которые обеспечивают транспортирование четырех трехтонных груженых вагонеток на подъеме до 15 промилле.

На шахтах большой производственной мощности применяют аккумуляторные электровозы типа 8АРВ сцепным весом 8 т, которые могут транспортировать до двенадцати трехтонных груженых вагонеток при подъеме до 15 промилле.

Источником тока в аккумуляторных электровозах служат кислотные и щелочные аккумуляторные батареи.

При работе аккумуляторных электровозов в зимний период аккумуляторы утепляют; для стоянки электровозов устраивают утепленные гаражи. Зарядка аккумуляторов производится в отапливаемых помещениях.

Для улучшения работы кислотных свинцовых аккумуляторов при низких температурах применяют электролит повышенной плотности.

Плотность электролита (в конце зарядки при +15°) для аккумуляторных электровозов, применяемых в различных районах бывш. СССР:

Щелочные аккумуляторы обладают большим сроком службы, чем кислотные, и в последние годы находят широкое применение.

Щелочные кадмиево-никелевые аккумуляторы могут работать летом при температуре до +60°, зимой до -60°, железо-никелевые аккумуляторы — летом до +60° и зимой до -30°.

В условиях зимних морозов щелочные аккумуляторы следует заряжать при комнатной температуре.

Контактные электровозы используют на площадке шахтного двора весьма редко, так как нависающие над площадкой контактные провода опасны для обслуживающего персонала, мешают движению автотранспорта, перемещению подъемных кранов, выполнению различных погрузочно-разгрузочных работ при помощи кранов, автопогрузчиков и т. д.

Электровозная откатка с питанием от контактной сети возможна вне шахтной площадки для транспортирования крепежных лесоматериалов с удаленных от шахт складов, для вывоза в шахтных вагонетках породы в отвалы или при транспортировании угля на перегрузочные пункты.

Для этой цели на электровозе монтируют высокий токоприемник (пантограф) (рис. 111) или штанговый троллейбусного типа (рис. 112).

Контактные провода подвешиваются на деревянных и металлических опорах, на консолях, заделанных в стены зданий, или на поперечных троссах, закрепленных на опорах, устанавливаемых по обе стороны путей.

В целях безопасности контактные провода подвешивают на высоте 3,5—4,1 м.

При одноколейных путях устанавливают одноконсольную подвеску на деревянных опорах (рис. 113), на разъездах — двухконсольную.

На консолях контактный провод удерживается специальной подвесной арматурой (рис. 114 и 115).

Для контактной сети применяют профилированный провод марки ТФ (троллейный фасонный) сечением 65, 85 и 100 мм2, из чистой твердотянутой меди с двумя продольными желобками, позволяющими захватывать провод при помощи специальных зажимов.

Зарядные аккумуляторные мастерские и гаражи


Для зарядки аккумуляторов переменный ток, получаемый с шахтной электроподстанции, преобразуют в постоянный при помощи двигатель-генераторов, одноякорных преобразователей, стеклянных или металлических ртутных выпрямителей, а также селеновых выпрямителей.

Оборудование для преобразования тока размещают в отдельном помещении. При зарядке батарей образуется гремучий газ и происходит испарение кислоты, поэтому помещение зарядной мастерской должно иметь хорошую вентиляцию; температура в помещении должна быть от +15 до +25°, резкие колебания температуры не допускаются.

В больших зарядных мастерских устраивают приточно-вытяжную вентиляцию.

Пол мастерской покрывают кислотоустойчивым материалом — асфальтом.

Если источником постоянного тока служит двигатель-генератор, то его устанавливают как можно дальше от заряжаемых батарей, за специальной перегородкой, во избежание возникновения взрыва от искр коллектора машины. По этой же причине освещение помещений аккумуляторных и применяемое электрооборудование должны быть такими, чтобы возможность искрения была полностью исключена. Электролампы подвешивают в герметической арматуре, а все выключатели и предохранители ставят вне аккумуляторного помещения.

Батареи щелочных и кислотных аккумуляторов хранят в отдельных помещениях, так как пары и мельчайшие брызги кислоты вызывают коррозию щелочных аккумуляторов.

Серную кислоту хранят в стеклянных бутылках, закупоренных притертыми стеклянными пробками.

Перед приготовлением электролита крепкую серную кислоту рекомендуется разбавлять водой до удельного веса 1,38, а электролит необходимой плотности приготовлять из разбавленной серной кислоты.

Аккумуляторные батареи транспортируют в зарядную и из зарядной на тележках, платформы которых имеют гнезда по размеру перевозимых батарей. Переносить аккумуляторные батареи не разрешается.

Зарядные мастерские и гараж для электровозов и электротележек (рис. 116) размещают в здании механических мастерских или в блоке вспомогательного ствола.





Яндекс.Метрика