Склады угля, оборудованные передвижными механизмами
Типы складов
По способу образования штабелей шахтные склады с передвижными механизмами подразделяются на эстакадные и безэстакадные; по типу применяемого оборудования — на склады с передвижными конвейерами, с самоходными стреловыми грейферными кранами, с экскаваторами и со специальными самоходными погрузочными машинами.
Эстакадные склады имеют штабели хребтовой формы, располагаемые непосредственно под эстакадой или по ее сторонам. Уголь доставляется на склад стационарными ленточными конвейерами (рис. 124), а при небольшом расстоянии транспортирования — шахтными вагонетками (рис. 125).
Наибольшее распространение получили склады с установкой конвейеров в закрытой теплой галерее и с разгрузкой угля в любом пункте галереи при помощи самоходной разгрузочной тележки (см. рис. 124, а). В местностях с мягким климатом для образования штабелей применяют специальные конвейерные разгружатели (см. рис. 124,б), позволяющие при той же высоте эстакады, что и по схеме а, иметь почти на 80—90% большую емкость штабеля на единицу его длины.
Конвейерный разгружатель состоит из двухбарабанной разгрузочной тележки, на которой вместо двух желобов установлен реверсивный конвейер длиной 8—10 м.
Эстакадные склады по сравнению с другими типами складов являются менее экономичными (капитальные затраты на скреперные склады при прочих равных условиях в 1,9 раза меньше) и устраиваются на шахтах небольшой производственной мощности с малым сроком службы.
Недостатки эстакадных складов: сложность организации обратной подачи угля (со склада уголь подается, как правило, непосредственно в железнодорожные вагоны) и затруднительность полной очистки угля из штабелей ввиду наличия эстакады.
Безэстакадные склады устраивают при строительстве шахт для складирования угля, получаемого при проведении горных выработок, для создания резервов топлива, а также при добыче очень влажного угля, затрудняющего перевозку его в зимнее время. Образование штабелей угля на без-эстакадных складах в большинстве случаев производят передвижными ленточными конвейерами и самоходными грейферными кранами. Для выравнивания и укатки штабелей применяют тракторные струги и катки.
Склады с передвижными конвейерами, применяемыми для отгрузки угля из штабелей, подразделяются на склады, оборудованные передвижными горизонтальными или наклонными конвейерами и конвейерами, засыпаемыми углем. Схемы отгрузки угля со склада при помощи конвейеров показаны на рис. 126.
По схеме а отгрузка угля осуществляется передвижными конвейерами на сортировку, в бункер или непосредственно в железнодорожные вагоны. По схеме б на площадке склада устанавливают передвижной скребковый конвейер, который перекрывают деревянными планками и в процессе образования штабеля засыпают углем. Для подачи угля со склада планки постепенно удаляют и уголь самотеком поступает на конвейер. По схеме в конвейер для подачи угля со склада установлен в специальном туннеле.
Склады, оборудованные грейферными кранами, подразделяются на склады с погрузкой угля непосредственно в железнодорожные вагоны — эстакадные склады и с выдачей угля конвейерами, установленными в траншее под штабелем, — безэстакадные склады. Наибольшее применение имеют склады (рис. 127), оборудованные конвейером для обратной подачи угля в бункер. Грейферный кран используется для перегрузки угля из первичного конуса в штабели первой и второй очереди. Для ускорения процесса погрузки угля из штабелей второй очереди под ними в траншее устанавливают конвейер, который соединяют с конвейером обратной подачи со склада.
Преимущества шахтных складов, оборудованных передвижными грейферными кранами: небольшое измельчение угля грейферными захватами и возможность использования кранов для механизации перегрузочных работ на шахтных складах оборудования и крепежных материалов.
Недостатки: более сложная организация работ и невысокая производительность (при погрузке угля непосредственно в вагоны).
Склады, оборудованные экскаваторами (рис. 128), наиболее просты и при устройстве их не требуются специальные сооружения. На эстакадных складах применяют многоковшовые и одноковшовые экскаваторы, на безэстакадных — одноковшовые типа механической лопаты, производящие отгрузку угля из штабелей непосредственно в железнодорожные вагоны.
Погрузка угля в крытые вагоны осуществляется через люк или дверь при помощи передвижной загрузочной воронки и желоба.
Склады, оборудованные погрузочными машинами, малоэффективны и устраиваются только на шахтах небольшой производственной мощности.
Погрузочные машины, как правило, используются в комплексе с автомашинами, тракторными прицепами и конвейерами (рис. 129). Погрузочная машина забирает уголь по периферии штабеля склада и перегружает его на передвижной ленточный конвейер. По мере погрузки угля машиной конвейер переносят из положения I в положение II.
Склады, оборудованные бульдозерами (рис. 130), по способу образования штабелей и по способу выдачи угля со склада мало отличаются от скреперных складов. Уголь конвейером I и затем по желобу 2 подается в первичный конус 3, после чего бульдозером 4 распределяется по штабелю 5. Выдача угля со склада осуществляется бульдозером, который из штабеля перемещает уголь в приемную яму 6, откуда уголь конвейером обратной подачи, установленным в галерее 7, доставляется в сортировку или погрузочные бункера.
На шахтных складах небольшой емкости для погрузки угля на конвейеры и в автомашины применяют передвижные скреперные грузчики с электродвигателями мощностью 10—15 квт и скреперами емкостью 0,25—0,3 м3.
Оборудование складов
Передвижные конвейеры. На шахтных складах угля используют секционные ленточные или скребковые конвейеры, предназначенные для подземных работ, и наклонные передвижные ленточные конвейеры (табл. 41).
Грейферные краны, обслуживающие угольные склады, применяются на гусеничном или колесном рельсовом ходу, с двухканатными, одноканатными и моторными грейферами.
Наибольшее распространение получили двухчелюстные грейферы с двумя канатами (рис. 131).
Производительность грейферного крана
где qгр — емкость грейфера, Mi;
t — продолжительность рабочего цикла, сек.
w — коэффициент заполнения грейфера (для крупнокускового угля w = 0,86—0,90, для мелкокускового угля w = 0,95—1,0);
К — коэффициент чистого времени работы, зависящий от условий работы грейферного крана в высоты штабеля; для безэстакадных складов К = 0,95—1,0;
y — объемный все угля. т/м3.
Производительность грейферных кранов может быть определена по графику (рис. 132) в зависимости от угла поворота стрелы.
Экскаваторы на угольных шахтных складах применяют одноковшовые с ковшами емкостью до 1,5 м3 (табл. 44) и многоковшовые — до 30 л (табл. 45).
Производительность одноковшового экскаватора
где q — емкость ковша, м3;
n — количество циклов, выполняемых экскаватором в минуту;
К1 — коэффициент забоя, зависящий от высоты штабеля угля на складе (при h < 2 м принимается 0,65; при 2 < h < 3 м — 0,85);
К1 — коэффициент наполнения ковша для угля, равный 0,85 — 0,95 (большие значения относятся к крупнокусковому углю, меньшие — к углю с большим содержанием мелочи);
K3 — коэффициент разрыхления угля при погрузке из штабеля, равный 1,05—1,1 (большие значения принимаются при длительном хранении угля на складе).
Погрузочные машины на шахтных угольных складах применяют с загребающим рабочим органом, роторным и спаренным скребково-цепным (табл. 46).
Тракторные и автомобильные погрузчики используют для погрузки угля со склада на автотранспорт.
- Полубункерные склады угля
- Дистанционное управление скреперными установками
- Устройство для доставки угля на склад и для обратной подачи его со склада
- Строительные конструкции скреперных складов
- Расчет скреперного оборудования для склада угля
- Аборт и психологическая травма
- Оборудование скреперных складов угля
- Определение геометрических параметров скреперного склада углея
- Схемы скреперных складов угля
- Схемы расположения складов угля