30.01.2021

Оборудование скреперных складов угля


Основное оборудование скреперных складов: скреперные лебедки, скреперы, головные и хвостовые устройства, а также канаты.

Скреперные лебедки имеют два барабана — для рабочего и холостого канатов. Барабаны свободно вращаются на валах и включаются в работу при помощи фрикционов. Включение фрикционов производится вручную рычагами или дистанционно при помощи пневматических, гидравлических, электрогидравлических или электромагнитных приводов.

По расположению барабанов скреперные лебедки подразделяются на два типа: с барабанами, установленными на двух параллельных валах и на одном валу. Лебедки с барабанами на одном валу наиболее целесообразно применять при установке их на передвижной тележке. Лебедки с параллельным расположение барабанов по конструкции более компактны и отличаются лучшей укладкой каната на барабане при работе через головной пилон.

Техническая характеристика скреперных лебедок, применяемых на угольных складах, приведена в табл. 33.

Лебедка ЛУ-15 (рис. 99) имеет барабаны разного диаметра, расположенные на одной оси. Включение барабанов — ленточно-планетарное и осуществляется при помощи рычагов управления.

Лебедка СЭ-3 (рис. 100) имеет барабаны разного диаметра, расположенные на двух параллельных валах. Поочередное включение барабанов осуществляется дисковыми муфтами при помощи штурвала и тяг. Электродвигатель лебедки устанавливается на отдельном фундаменте и соединяется с редуктором при помощи муфты.

Недостаток лебедок ЛУ-15 и СЭ-3 — наличие барабанов разного диаметра, что затрудняет перецепку канатов при изменении направления подачи угля (со склада или на склад).

Лебедки типа ЛС (рис. 101) имеют в основном одинаковую конструкцию и отличаются лишь параметрами. Грузовой и холостой барабаны лебедок имеют одинаковые диаметры и скорость вращения, что позволяет любой из них использовать для рабочего и холостого хода скрепера.

Сцепление грузового или холостого барабана с приводным валом осуществляется при помощи ленточнотормозных муфт (рис. 102).
Оборудование скреперных складов угля



На каждом из зубчатых колес, передающих вращение осям барабанов, на пальце 4 укреплена тормозная лента 2, охватывающая диски 1 соответствующих барабанов. Другая тормозная лента 3 охватывает шкив 5, соединенный шарнирной тягой 6 и рычагом 7 с другим концом тормозной ленты 2. При затяжке тормозной ленты на шкиве 5 последний притормаживается и несколько поворачивается относительно зубчатого колеса, вследствие чего затягивается на диске 1 барабана тормозная лента 2 и барабан начинает вращаться вместе с колесом.

Включение муфт производится дистанционно при помощи тормозных электромагнитов или поворотом рукоятки управления.

Лебедка конструкции инж. Куфарева (рис. 103) имеет барабаны одинакового диаметра, расположенные на двух параллельных валах больших зубчатых колес. Барабаны попеременно сцепляются с валами при помощи ленточных тормозных муфт (см. рис. 102). Рама лебедки устанавливается на фундаменте с наклоном 1:6 для удобства направления канатов. Управление лебедкой дистанционное при помощи электромагнитов, установленных у каждой муфты.

Лебедки типа СЭЛ (рис. 104) имеют два параллельно расположенных барабана разного диаметра. Включение барабанов осуществляется при помощи ленточно-тормозных муфт.

Скреперные лебедки устанавливают стационарно на территории склада в специальном здании или монтируют на передвижных тележках.

Передвижные скреперные лебедки изготовляются трех типоразмеров (табл. 34).


Передвижная скреперная лебедка (рис. 105) состоит из ходовой тележки с механизмом передвижения, лебедки типа ЛС, электрооборудования и каркаса с деревянной обшивкой.

Ходовая тележка имеет два приводных и два холостых колеса. Холостые колеса расположены на внутреннем рельсе и снабжены двойными ребордами. Приводные колеса реборд не имеют.

Колеса жестко прикреплены к звездочкам, которые соединены цепной передачей с приводом механизма передвижения. При такой конструкции ходовой части нагрузка от каната полностью передается на внутренний рельс. Привод механизма передвижения тележки состоит из электродвигателя, эластичной муфты, червячного редуктора и цепной передачи.

Управление скреперной лебедкой и механизмом передвижения осуществляется дистанционно из будки оператора, расположенной над головным устройством.

Преимущества передвижных скреперных лебедок по сравнению со стационарными:

- простота обслуживания установки, так как скреперная лебедка совмещается с хвостовой тележкой;

- использование скреперной лебедки в качестве противовеса на хвостовой тележке;

- отсутствие необходимости строительства здания для лебедки;

- простота головного устройства, так как оно состоит из одной колонки с двумя блоками вместо двух колонок с четырьмя блоками при стационарной установке лебедки.

Скреперы применяют V-образной (рис. 106,а) и подковообразной (рис. 106,а) форм (табл. 35).

Головные устройства, сооружаемые около приемной воронки скреперного склада, предназначены для поддержания и изменения направления движения каната, идущего от скреперной лебедки к хвостовой тележке и обратно.

Головное устройство (рис. 107) состоит из четырех блоков 1 и лебедки 2 для их подъема или опускания, смонтированных на головном столбе (пилоне) 3.


Головные блоки (рис. 108) укрепляют на столбах при помощи кованых хомутов 1. Корпус рамы 2 блока крепят к двум рельсам 3, по которым он передвигается на необходимую высоту при помощи троса и лебедки. В верхнем и нижнем приливах корпуса на шарнирах укреплена поворотная рама 4 с блоком. Нижний шарнир устроен полым для пропуска каната на другой блок. Такие блоки устанавливаются попарно для каждого каната (грузового и холостого), что позволяет поворачивать канат в стороны на 210°.

Диаметр блоков для скреперных канатов принимается

где d — диаметр каната, мм;

b — диаметр проволоки каната, мм.

Головные устройства располагают в 20—30 м от скреперной лебедки и в 12—15 м от оси конусного штабеля. В этом случае угол наклона каната к горизонту не превышает 20°, благодаря чему скрепер при движении не поднимается.

Хвостовые устройства служат для поддержания хвостовых блоков, при помощи которых изменяется направление каната на угол 180°.

Хвостовые блоки монтируют на столбах или на специальных тележках, которые передвигаются по рельсовым путям, уложенным по периметру склада. Наибольшее распространение получили самоходные хвостовые тележки (рис. 109).

Основные размеры тележек определяются шириной колеи рельсовых путей и расстоянием между хвостовыми блоками (4—6 м). Ширина колеи рельсовых путей тележки принимается: 3500 мм при емкости скрепера 1—2 м3, 4000 мм при емкости скрепера 3—4 м3.

Для обеспечения устойчивости тележка снабжается захватом за рельс и противовесом, соответствующим величине опрокидывающего усилия.

Конструкция крепления хвостовых блоков к тележке допускает свободное вращение блоков в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

При использовании на складах передвижных скреперных лебедок типа ПСЛ хвостовые тележки не применяют, так как канат направляется от скреперной лебедки к головному устройству и обратно.

Канаты для скреперных установок в целях уменьшения диаметра и облегчения веса блоков изготовляют из тонкой стальной проволоки, свитой в шесть прядей (по 12 и по 24 проволоки в пряди), навитых на пеньковой сердцевине.







Яндекс.Метрика