29.01.2021

Конструкция погрузочных бункеров


Наибольшее распространение на угольных шахтах получили стальные и железобетонные бункера.

Погрузочные бункера имеют жесткую или гибкую конструкцию емкостной части.

Стальные бункера жесткой конструкции сооружаются из сопрягающихся между собой вертикальных и наклонных несущих плоскостей, работающих на поперечный изгиб.

Для восприятия нагрузки от поперечного изгиба бункер снабжают каркасом жесткости. В противоположность этому в бункерах гибкой конструкции с параболической формой днища (рис. 13) в стенках и днище возникают только растягивающие напряжения. Поэтому такие бункера не имеют каркаса жесткости, что позволяет значительно снизить расход стали.

Так, удельный расход стали на сооружение стальных погрузочных бункеров жесткой конструкции составляет 200—250 кГ/м3, на сооружение бункеров гибкой параболической конструкции 100—150 кГ/м3.

Достоинства стальных бункеров: возможность индустриализации строительства, так как сооружение бункера сводится к монтажу изготовленных на заводе отдельных узлов; небольшой вес (по сравнению с железобетонными); незначительная чувствительность к неравномерной осадке о пор.

Недостатки: значительная стоимость; недостаточная массивность конструкции, способствующая возникновению опасной вибрации при установке в над-бункерной галерее грохотов; ржавление бункеров, особенно при влажных и сернистых углях; значительная теплопроводность металла, приводящая в зимнее время к быстрому смерзанию угля в бункере.

Железобетонные погрузочные бункера выполняются монолитными или сборными. Монолитные железобетонные бункера не имеют недостатков, присущих стальным бункерам, однако они более чувствительны к неравномерным осадкам основания фундаментов.

Наиболее совершенными являются железобетонные бункера сборной конструкции, возводимые из готовых железобетонных блоков и деталей заводского изготовления. Поэтому при строительстве новых шахт возводят преимущественно железобетонные бункера сборной конструкции.

Основные части конструкции погрузочных бункеров (рис 14): фундаменты, опорные колонны I, подбункерное помещение II, собственно бункер III и надбункерная галерея IV.

Фундаменты и опорные колонны являются основными несущими конструкциями. В зависимости от характера грунтов фундаменты устраивают в виде отдельных ступенчатых блоков для каждой колонны или в виде ленточных ступенчатых блоков, служащих опорами для ряда колонн.

В железобетонных бункерах опорные колонны жестко связываются продольными, поперечными стенками и днищем в единую систему. Поэтому опорная часть бункеров представляет собой многопролетные рамы, связанные ригелем-стенкой. В поперечном разрезе опорная часть бункеров представляет собой открытый портал для прохода железнодорожных вагонов.

Колонны портальной части железобетонных бункеров имеют сечение 600х600 мм и выполняются из одного элемента по всей высоте портала. В типовой конструкции погрузочных бункеров из сборного железобетона (см. рис. 14) в верхней части колонны имеются консоли для опирания портала, являющиеся основными несущими элементами подбункерного перекрытия, и продольных рандбалок, несущих стены подбункерного помещения. Шаг колонн принят 6х6 м. Продольные и поперечные стенки бункеров возводятся из сборных железобетонных панелей. Пирамидальное днище подвешивается к стенкам бункера при помощи пучков арматуры. Продольные стеновые панели бункеров выполняются из железобетона с предварительно напряженной арматурой, обеспечивающей восприятие бокового давления угля. Поверх стенок бункера укладываются поперечные и продольные балки таврового сечения. На поперечные балки опираются ребристые панели надбункерного перекрытия, а на продольные — наружные несущие стены надбункерной галереи.

Панели стенок бункеров выполняются из бетона марки 400, колонны — из бетона марки 300, остальные элементы — из бетона марки 200. Количество типоразмеров сборных элементов для несущих конструкций бункеров составляет около 25.

Подбункерное помещение предназначено для обслуживания затворов выпускных люков, крепления воронок погрузочных желобов, а также для утепления нижней части бункера во избежание смерзания угля в холодное время года. Это помещение отапливается.

Собственно бункер, или емкостная часть, состоит из отдельных ячеек. Форма ячеек в основном зависит от вида строительного материала, способа погрузки ископаемого и типа подвижного состава.

Емкостная часть типовых погрузочных бункеров конструкции Южгипрошахта для погрузки рядового угля состоит из отдельных ячеек, расположенных в одном ряду^и перекрывающих, один железнодорожный погрузочный путь или в двух параллельных рядах, перекрывающих два железнодорожных пути. Максимальное число ячеек при расположении их в одном ряду принято восемь, а при расположении в двух рядах — шесть. Емкость одной ячейки 200 т. Размеры ячейки в продольном направлении 5—7 м, в поперечном 6—7,5 м.

Днище емкостной части бункеров защищают от быстрого истирания применением специальной футеровки из металлизированных, стальных и клинкерных плиток, а также из листовой стали толщиной 5—8 мм.

В днищах бункеров, предназначенных для хранения влажных углей, предусматриваются устройства для стока воды.

Надбункерные галереи для распредели тельных конвейеров конструируются в виде удлиненных прямоугольных ферм с перекрытием и опираются на емкостную часть бункера.

Размеры надбункерных галерей определяются по габариту оборудования с оставлением необходимых зазоров. Между стенками галереи и оборудованием должны быть проходы шириной не менее 0,75 м. Высота галереи не менее 2,3 м. При большой протяженности галереи предусматриваются переходные мостики через распределительный конвейер.

Погрузочные бункера оборудуют вентиляторными и обеспыливающими вытяжными установками, электрическим освещением, водопроводом, отоплением, канализацией, централизованным управлением механизмами погрузки, сигнальными устройствами.





Яндекс.Метрика