Технологические схемы бункерной погрузки


В настоящее время применяются две принципиальные схемы бункерной погрузки: самотечная и погрузка при помощи питателей, конвейеров и конвейерных стрел.

Самотечная погрузка осуществляется при помощи воронок и желобов.

Схемы самотечной погрузки. Самотечная погрузка из бункеров (рис. 3) осуществляется при погрузке рядового угля в крытые и открытые вагоны.

Уголь от ствола шахты до бункеров транспортируется ленточным конвейером и затем распределяется по ячейкам бункера.

Погрузка угля из бункера в открытые вагоны производится при помощи центрального погрузочного желоба. По мере заполнения вагон передвигают маневровой лебедкой и окончательно догружают до весовой нормы из ячейки бункера, расположенной над железнодорожными весами.

Крытые вагоны во время погрузки не передвигают. Загрузка их производится при помощи передвижных воронок с желобами, заводимыми в боковые окна вагонов. Затем вагон переставляют на весы, где догружают его до полной весовой нормы.

Недостаток данной схемы — высокая трудоемкость работ, так как управление люковыми затворами, передвижными воронками, желобами, маневровой лебедкой и другими механизмами осуществляется бригадой рабочих вручную.

Скоростная самотечная погрузка рядового и сортового углей в открытые вагоны. Погрузка угля из бункеров в вагоны осуществляется при помощи желобов конструкции Донгипроуглемаша. Принципиальное отличие этой схемы погрузки от ранее описанной состоит в том, что уголь из бункера свободно поступает в вагон до тех пор, пока его уровень не достигнет нормы, после чего создается подпор, препятствующий дальнейшему свободному высыпанию угля из бункера.

На практике скоростная самотечная погрузка осуществляется на ходу. Вагон движется с такой скоростью, при которой обеспечивается равномерная и полная его загрузка. Одновременно с погрузкой разравнивается и уплотняется уголь в вагоне.

Впервые такая схема погрузки была осуществлена на шахте им. Челюскинцев в Донбассе.

Каждая ячейка бункера (рис. 4) имеет два люковых отверстия 1 с секторными затворами, управляемыми дистанционно от общего электрического привода 3. Погрузочную воронку 4 и желоб 5 располагают на такой высоте, которая позволяет создать подпор между первичным конусом I угля в вагоне и концом желоба, препятствующий дальнейшему истечению угля из бункера. Подпор поддерживается постоянно, и вагон по мере продвижения равномерно заполняется по всему сечению. Уголь в вагоне разравнивается и одновременно уплотняется погрузочным желобом. Загрузка вагона углем производится следующим образом: желоб опускают в наклонное положение, открывают затворы и заполняют объем I. После этого включают маневровую лебедку и передвигают вагон, при этом уголь заполняет объем II, затем закрывают секторные затворы. Находящийся в воронке и желобе 5 уголь заполняет оставшееся свободное пространство III у задней стенки вагона. Разгрузка бункерных ячеек может производиться в любой последовательности.

Высота опускания желоба 5 контролируется шарнирно прикрепленной к нему стрелкой 6. Подъем желоба производится лебедкой 2.

Управление секторными затворами, желобами и маневровой лебедкой осуществляется централизованно с пульта управления погрузкой.

Производительность погрузки по данной схеме составляет до 1800 т/час (30 шестидесятитонных открытых. полувагонов в час).

При скоростной бункерной погрузке угля самотеком взвешивание и дозировка угля осуществляются на весовом догрузочном пункте или на углесборочной станции.
Технологические схемы бункерной погрузки

В первом случае (рис. 5) после загрузки вагон продвигают на вагонные весы и, если требуется, догружают углем из крайней ячейки при помощи конвейера.

Наличие догрузочно-весового пункта не снижает производительности погрузки, так как загруженные вагоны взвешивают одновременно с загрузкой очередного.

Для возможности переоборудования бункерных погрузочных устройств на действующих шахтах Донбасса для скоростной погрузки рядового и сортового углей институтом Донгипроуглемаш разработаны погрузочные желоба, приспособленные для центральной и боковой загрузки открытых вагонов.

Схема самотечной скоростной погрузки сортового угля в открытые вагоны при помощи боковых и центральных желобов показана на рис. 6.

Управление боковыми 1 и центральными 2 погрузочными желобами осуществляется приводами 4, установленными на площадке под бункером. Приводы 5 управления секторными затворами 3 установлены на специальных рамах.

Погрузка сортовых углей производится последовательно, начиная с крайней ячейки, или в любом порядке в зависимости от конкретных условий.

Вначале уголь грузят через боковые . желоба в неподвижные вагоны. При догрузке вагоны передвигают, одновременно центральные желоба разравнивают и уплотняют уголь в вагоне.

Схемы конвейерной погрузки. Конвейерная погрузка рядового и сортового углей производится в открытые вагоны.

Конвейерная погрузка рядового угля. Впервые бункерная погрузка при помощи конвейеров была осуществлена на одной из шахт Донбасса по схеме, предложенной Донецким научно-исследовательским угольным институтом (ДонУГИ). По этой схеме (рис. 7) уголь по желобу 1 поступает в вагон и образует в вагоне первичный конус 2. При подпоре углем, кромки желоба 1 уголь начинает поступать в вагон по желобу 3 до образования конуса 4, а затем по желобу 5 в конус 6. При достижении конусом 6 высоты борта вагона оператор включает маневровое устройство, и вагон передвигается на автоматические весы 7. Во время передвижки вагона уголь из желобов 1 и 3 заполняет пространство между конусами. Кроме того, кромкой желобов уголь в вагоне разравнивается. В последний момент погрузки остается незаполненной часть вагона под желобом 1, через который догружают вагон. Когда вес вагона достигнет требуемой нормы, контакт циферблатных весов подает импульс на переключение шибера 8 и на включение маневрового устройства. При этом под погрузку подается следующий вагон.

Конвейер 9, подающий уголь из бункерных ячеек на погрузочно-весовой пункт, включается в работу периодически. Достоинство схемы — возможность погрузки рядового и сортового углей; недостаток — сложность конструкции и излишнее измельчение угля.

В проекте типовой поверхности шахт, разработанной институтом Южгипрошахт для условий Донецкого, Кузнецкого и Карагандинского бассейнов, предусмотрена следующая технологическая схема конвейерной погрузки рядового угля (рис. 8).

От приемных устройств скипового ствола уголь транспортируют ленточным конвейером 1 на распределительный скребковый конвейер 2, расположенный в надбункерной галерее и распределяющий уголь по ячейкам. Заполнение бункерных ячеек осуществляется при помощи каскадных спусков 3. Из ячеек уголь при помощи качающихся питателей 4 подается на сборный ленточный конвейер 5, с которого через приемный желоб передвижного дозировочного ленточного конвейера 6 поступает в вагон 7. Для передвижки вагонов во время погрузки и установки на платформу весов 8 служит маневровая лебедка 9.

Отборка и разделка проб рядового угля перед погрузкой предусмотрена автоматическая двукратная: до поступления угля в ячейки бункера — при помощи пробоотборника 10 и проборазделочной машины 11 и перед погрузкой непосредственно в вагон — при помощи пробоотборника 12 и проборазделочной машины 13. Подача угля на склад производится конвейером 14, а со склада — ковшовым элеватором 15.

Последовательность загрузки вагонов при данной технологической схеме показана на рис. 9. Управление всеми механизмами погрузки осуществляет оператор с центрального пульта.

Схема автоматизированной загрузки сцепленного состава открытых вагонов показана на рис. 10. Дозирующий передвижной конвейер снабжен разгрузочной воронкой с перекидным клапаном. При приближении очередного вагона погрузочное устройство автоматически включается, и начинается загрузка вагона (на ходу) через правый рукав воронки (рис. 10, а).

Когда вагон достаточно продвинется, заслонка автоматически переключается, и подача угля в вагон происходит через левый рукав (рис. 10, б). Одновременно передвижной конвейер начинает двигаться вместе с составом до тех пор, пока не образуется конус угля у передней лобовой стенки вагона. После этого передвижной конвейер останавливается, а вагон продолжает движение и загружается через левый рукав (рис. 10, в). При остановке вагона на платформе железнодорожных весов его догружают из левого рукава воронки, затем клапан воронки автоматически переключается на загрузку следующего очередного вагона через правый рукав (рис. 10, г). Цикл загрузки следующего вагона осуществляется без перерыва в работе питателей и конвейеров. Производительность погрузки по данной схеме около 700 т/час.

Конвейерная погрузка сортового угля осуществляется обычно при помощи стационарных или передвижных конвейерных стрел. При применении стационарной конвейерной стрелы (рис. 11) очередной вагон подкатывают маневровой лебедкой под погрузочную стрелу, конец которой в начале погрузки опускается при помощи подъемной лебедки. В процессе загрузки конец стрелы приподнимают и вагон откатывают на весы, где заполняют до весовой нормы.

Передвижная конвейерная стрела устанавливается на тележках (рис. 12), поэтому оператор при погрузке угля регулирует не только высоту подъема конца стрелы, но также передвигает тельферную тележку вместе с погрузочной стрелой под неподвижным грохотом. Достоинство погрузки угля при помощи передвижных конвейерных стрел — возможность загрузки состава вагонов без частых передвижек. Вагон передвигается только один раз на весы, а в процессе погрузки остается неподвижным. При этом достигается хорошее заполнение вагона, упрощается организация погрузки и сокращается ее продолжительность.





Яндекс.Метрика