07.03.2018

Асбестоцементная кровля


Асбестоцементные плитки представляют искусственный шифер, изготовляемый из асбестового волокна и цемента.

Плитки делаются совершенно плоские, размером 30x30, или, чаще 40x40 см при толщине в 3—4 мм.

Форму им придают обычно прямоугольную, с прямыми или скошенными углами (фиг. 726).
Подъем крыше придают 1/3— 1/4, форма крыши желательна, по возможности, простая.

Обрешетка делается или сплошная из 4-сантиметровых (1,5-дюймовых) досок, или из брусков 6x4 см (2,5x1,5 дм). Расстояние между осями брусков делается: при малых плитках от 16 до 19 см, при больших — от 23 до 33 см.

Материал обрешетки должен быть безусловно сухим, так как коробление очень вредно отражается на кровле.

Работа начинается с покрытия карниза, для этого по свесу кровли пришивается под нижний ряд плиток рейка, которая должна возвышаться над поверхностью обрешетки около 1 см.

Вдоль карниза сперва укладываются полупластинки (фиг. 726, № 2) с выпуском в виде свеса на 3—5 см и пришиваются к опалубке оцинкованными гвоздями по прибитым заранее в плитках отверстиям (фиг. 727).
Второй ряд, тоже из полупластинок, но со скошенными углами, вкладывается па первый в перекрой швов (фиг. 728).

No настилке карнизного окрытия делают разбивку на обрешетке остальных рядов в зависимости от того, какой принят тип покрытия, и соблюдая достаточный напуск пластинок одна на другую в пределах от 5 до 9 см в зависимости от климатических условий и уклона крыши. Для средней и северной полосы России величину перекрытия следует брать не меньше 7, а предпочтительно 9 см, учитывая зимние мятели.

На фиг. 729 показана разбивка для французского типа, при больших пластинках и величине перекрытия в 7 см, наиболее часто встречающаяся по нашим условиям.
По линии конька и у карнизного покрытия откладывают равные деления по 47 см, оставляя вдоль боковых краев крыши полосы по 25 см шириной.

Пo отмеченным точкам отбивают перпендикулярно коньку набеленным шнуром линии, которые дают положение диагональных осей плиток.

Чтобы получить перекрытие уложенных уже двух карнизных полурядов, откладывают от верха их 7 см и отбивают горизонтальную меловую черту, намечая этим нижний край плиток следующего ряда (фиг. 730). Проведя затем через точки пересечения последней линии с предыдущими вертикалями наклонные линии под углом в 45° к карнизу, на расстояниях в 33,5 см одна за другой, получают линии боковых граней плиток на всей плоскости крыши (фиг. 729).
На этом разбивка оканчивается и приступают к укладке следующего ряда плиток, укладывая сперва ряд полуплиток № 18 (фиг. 726 и 730) и затем ряды целых плиток № 6, размещая диагонали пластинок по вертикалям, а нижние боковые грани — по наклонным линиям. Каждая целая пластинка пришивается двумя гвоздями (фиг. 729); кроме того, для придания кровле большой плотности, плитки смежных рядов соединяются медными кнопками b, шляпки которых подсовываются под стыки двух плиток одного ряда, а стержни пропускаются через те же стыки, для чего в них оставляются зазоры около 4 мм. При укладке плиток следующего ряда стержни кнопок пропускаются через отверстия внизу плиток и загибаются (фиг. 731).
Боковые части крыши у фронтонов покрывают полуплитками № 5 (фиг. 731), закрывая оставленные там полосы в 25 см и заходя на 15 см на прилегающие плитки. По краю крыши плитки укладываются со свесом от 3 до 5 см.

Конек и ребра перекрываются желобочной черепицей № 11, имеющей небольшую коничность для напуска одного желоба на другой.

Для прикрепления желобчатой черепицы на коньке сперва укрепляется рейка с таким расчетом, чтобы насаженные на нее желоба плотно прилегали к верхним рядам покрытия. Уложив на рейку первый конек, прикладывают поверх его, у внутреннего края, железный оцинкованный угольник (фиг. 732) и пришивают желоб с наугольником к рейке. Надвинув затем уширенную часть следующего конькового желоба на предыдущий, в упор до угольника, загибают последний на второй желоб и т. д. (фиг. 733). Окрытие разжелобков, сопряжений с дымовыми трубами и вертикальными стенами делается при помощи оцинкованного железа аналогично тому, как при черепичных кровлях.
Для прохода по асбестоцементным крышам, вследствие их значительной крутизны и скользкости, прокладываются стремянки, которые обычно подвешиваются к коньку на особых крючьях.

Асбестоцементные кровли были известны у нас и в довоенное время, но особого развития не получили по причине некоторой сложности работ и их дороговизны.

В настоящее время, вследствие ощущаемого в некоторой степени недостатка кровельного железа, с одной стороны, и большего развития асбестового строительства, с другой, этот материал приобретает большее значение.

Асбестоцементные кровли известны еще под названием этернитовых или террофазеритовых.





Яндекс.Метрика